ЦИТАТА: Генпрокурор России об отстранении пилотов и аннулировании летных свидетельств

Генеральный прокурор России Юрий Чайка
Генпрокуратура России во главе с ее руководителем Юрием Чайкой работает над тем, чтобы человеческий фактор перестал доминировать среди причин авиакатастроф :: Генпрокуратура России

"Значительный объем надзорных мероприятий реализован в транспортной сфере. Чтобы человеческий фактор перестал доминировать среди причин авиакатастроф, мы продолжили целевые проверки учебных заведений гражданской авиации. Всего принятыми мерами по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, до устранения нарушений отстранены от полетов 425 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, Росавиацией аннулировано 160 летных свидетельств. Транспортным прокурорам сосредоточить усилия на защите прав пассажиров, исполнении законодательства в области перевозок, подготовки технического, летного персонала, работников в сфере судоходства", — отметил генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в ходе своего выступления в рамках расширенного заседания коллегии надзорного органа.

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Доминирование человеческого фактора среди причин катастроф — это величайшее достижение всей гражданской авиации. Этот факт означает, что вклад технического фактора стал гораздо ниже, то есть авиация достигла такого уровня надежности, когда катастроф по техническим причинам происходит очень мало. Если бы техническая сторона достигла абсолютной надежности, доля человеческого фактора составила бы 100%. И как тогда с этим бороться? Отозвать 100% свидетельств?

На самом деле, известно как. На эту тему существует целое Приложение 19 к Конвенции ИКАО о гражданской авиации. Там сказано и про управление рисками, и про государственную программу управления безопасностью полетов (в России она как бы есть, но именно как бы — в живой документ она не превратилась, хотя слова там написаны очень правильные), и про многое другое. Вот состояние и реализацию этой программы и надо контролировать, в том числе, вероятно, и прокурорскими методами.

Что касается человеческого фактора, над ним тоже работают, только это сложная работа. Как известно, высокий уровень технической надежности достигнут не просто потому, что системы самолета перестали ломаться (в прокурорской терминологии — были устранены все ненадежные компоненты). А потому, что благодаря продуманной многоуровневой системе резервирования ни один отказ не может привести к фатальным последствиям, и это закреплено в системе сертификационных требований.

Работа с человеческим фактором начинается с признания того факта, что человек всегда ошибался и будет ошибаться. Всегда. Не помогут ни увещевания, ни угрозы. Задача состоит в том, чтобы выстроить такую технологию работы внутри экипажа и такие интерфейсы взаимодействия человека и машины, чтобы никакие ошибки человека не вели к фатальным последствиям, чтобы все ошибки вовремя парировались тем или иным способом, как это сейчас происходит в случае технических отказов систем самолета.

Это сложная работа, но она идет.

Хотя, конечно, гораздо проще отозвать пару сотен пилотских свидетельств и отчитаться о результатах.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.