Год великого перелома

Период поступательного развития российской гражданской авиации закончился

 

Для российской гражданской авиации 2008 г. оказался не просто сложным и необычным. Кризис, разразившийся во второй половине прошлого года и продолжившийся в 2009 г., может привести к существенным изменениям структуры российской отрасли воздушных перевозок. Прошлый год ознаменовал завершение этапа поступательного развития отрасли (рис. 1 и 2). Первый этап, продолжавшийся с 1991 по 2000 г., можно охарактеризовать неуклонным падением объема пассажирских авиаперевозок. Второй этап начался в 2000 г. и длился до первого полугодия 2008 г. На этом этапе наблюдался устойчивый рост перевозок, причем в последние годы — с нарастающими темпами. Однако наряду с ростом объемных показателей обострялся и системный кризис, поскольку качественных изменений не происходило.
Из года в год перечислялись одни и тех же проблемы: раздробленная система государственного регулирования отрасли, несовершенная законодательная база, кадровый кризис, рост издержек, в том числе из-за удорожания услуг монопольных поставщиков, состояние наземной инфраструктуры, трудности обновления парка ВС, трудности таможенного оформления запчастей и комплектующих, рост конкуренции со стороны иностранных перевозчиков, падение местных перевозок и др. Едва ли можно надеяться, что все эти проблемы будут решены в процессе выхода из нынешнего экономического кризиса, однако сложившаяся ситуация диктует необходимость более решительных действий.
Сегодняшний кризис в отрасли воздушных перевозок носит глобальный характер и является следствием мирового экономического кризиса. Опыт предыдущих кризисов — прежде всего спада перевозок после событий 11 сентября 2001 г. — показывает, что мировая авиатранспортная отрасль каждый раз в процессе восстановления претерпевает значительные изменения. Но если прежде мировые кризисы затрагивали российскую гражданскую авиацию только по касательной, то сейчас по российским авиаперевозчикам пришелся удар, возможно, более серьезный, чем по их зарубежным коллегам, поскольку к объективным трудностям с получением доступа к кредитным ресурсам добавился и кризис доверия, вызванный коллапсом ряда авиаперевозчиков во втором полугодии 2008 г.
Так или иначе, можно утверждать, что к своему докризисному виду отрасль уже не вернется. Ее ждут серьезные преобразования, направленные в первую очередь на повышение эффективности работы и дальнейшее снижение издержек.

Полный текст статьи доступен в печатной версии "Ежегодника АТО — 2009"

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.