Комментарий к возможным аргументам против получения Кейптаунской скидки

Письмо АЭВТ в Минэкономразвития России относительно получения доступа к "Кейптаунской скидке"

В связи с подготовкой Министерством экономического развития доклада в Правительство РФ по теме т.н. кейптаунской скидки, о чем Министерство информировало Ассоциацию через Торгово-промышленную палату РФ, направляем для возможного использования в работе над докладом соображения АЭВТ по упомянутой теме.

Ассоциация рассчитывает, что в своем окончательном виде доклад будет носить объективный, сбалансированный характер и в полной мере учитывать интересы российской авиатранспортной отрасли.

Включение России в "Кейптаунский список" позволит российским авиакомпаниям получить существенные экономические преимущества при приобретении воздушных судов.

Ниже (в таблице) приводятся пояснения по вопросам в отношении целесообразности включения России в "Кейптаунский список".

Получение "Кейптаунской скидки" также послужило одним из ключевых аргументов при подготовке и принятии Федерального закона от 5 июня 2012 года № 60-ФЗ "О заявлении РФ в связи с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования". В частности, это следует из Пояснительной записки к законопроекту, а также заключений профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, размещенных на официальном сайте Государственной Думы.  Министерство экономического развития РФ также в своем официальном пресс-релизе от 18 мая 2012 года подтвердило готовность "начать переговоры о включении России в список государств, которые имеют право на сокращение премиальных ставок в соответствии с Отраслевыми договоренностями по экспортным кредитам для гражданской авиации".

1

Скидка ничего не сулит российским авиапроизводителям, наоборот она дает дополнительные преимущества иностранным конкурентам.

Возможность получения российскими авиакомпаниями "Кейптаунской скидки" не ущемляет интересов российских авиапроизводителей по сравнению с зарубежными производителями ВС и авиационной техники.

Кроме того, необходимо отметить, что включение России в "Кейптаунский список" будет способствовать снижению премиальных ставок экспортно-кредитных агентств в отношении иностранного оборудования (авиационных двигателей, авионики и т.д.), устанавливаемого на российские воздушные суда, поставляемые на российский рынок (что может способствовать снижению конечной стоимости воздушных судов российского производства).

2

Иностранные производители и так пользуются щедрыми госсубсидиями при экспорте авиатехники в РФ

"Кейптаунская скидка" не является субсидией для авиапроизводителей. Она направлена на снижение стоимости финансирования,  предоставляемого при поддержке экспортно-кредитных агентств при приобретении воздушных судов авиа- и лизинговыми компаниями.

3

Доступ к скидке не гарантирует ее получение на практике

"Кейптаунская скидка" включена в формулу расчета премиальных ставок экспортно-кредитных агентств, которая приводится в пункте 34-1 Приложения II к Отраслевым договоренностям по экспортным кредитам для гражданской авиации.

Экспортно-кредитные агентства руководствуются данной формулой при расчете премиальных ставок.

Предоставление скидки не является обязательным, но на практике экспортно-кредитные агентства обычно используют скидку в случае включения страны в  "Кейптаунский список".

4

Настораживает малый круг стран из числа подписавших Кейптаунскую конвенцию, которые сочли целесообразным обратиться и получить от ОЭСР доступ к кейптаунской скидке (их всего 17, хотя к Конвенции присоединились 56 стран). Почему?

В настоящее время из 49 стран, присоединившихся к Протоколу по авиационному оборудованию, 17 включены в "Кейптаунский список".

Это связано с тем, что возможность включения стран в "Кейптаунский список" появилась сравнительно недавно. Более того, действующая процедура по включению стран в "Кейптаунский список" была введена лишь в сентябре 2011 года.

Кроме того, некоторые страны в настоящий момент не включены в "Кейптаунский список", поскольку в последнее время авиакомпании в данных странах не приобретали воздушные суда при поддержке экспортно-кредитных агентств. При этом многие из этих стран соответствуют всем требованиям для получения "Кейптаунской скидки" и будут включены в "Кейптаунский список" при направлении соответствующей заявки в ОЭСР.

5

Среди стран, оформивших скидку, нет ни одной, которая была бы производителем авиационной техники.

Согласно информации, полученной от Авиационной Рабочей Группы (Aviation Working Group) ни одна из стран-производителей авиационной техники не поднимала вопроса о возможном негативном влиянии включения в "Кейптаунский список" на своих национальных  производителей.

 

В настоящее время у Авиационной Рабочей Группы не вызывает сомнений тот факт, что Бразилия и Канада будут включены в "Кейптаунский список". И Канада, и Бразилия совсем недавно присоединились к Конвенции и Протоколу, сделав при этом необходимые "квалифицирующие" заявления и ведут целенаправленную работу по включению своих стран в "Кейптаунский список".

США, а также европейские страны, участвующие в производстве воздушных судов Airbus (Великобритания, Германия, Франция, Испания) ограничены так называемым "правилом домашней юрисдикции" (“home country rule”). "Правило домашней юрисдикции"  заключается в том, что в отношении ограниченного ряда типов воздушных судов, производимых компаниями Airbus и Boeing, авиакомпании США не могут получать поддержку европейских ЭКА при финансировании покупки ВС Airbus, а авиакомпании Англии, Франции, Германии и Испании не могут получать поддержку ExIm Банка США при финансировании покупки ВС Boeing.

Учитывая данную неформальную договоренность между американским и европейскими ЭКА ни одна из вышеупомянутых стран не предпринимала  активных усилий по вхождению в "Кейптаунский список".

В настоящее время некоторые из указанных стран (в частности, Великобритания) ведут работу по присоединению к Конвенции и включению в "Кейптаунский список" с целью получения скидки в отношении финансирования иных типов воздушных судов (в первую очередь - региональных воздушных судов).

В случае если договоренности в отношении "правила домашней юрисдикции" будут пересмотрены, нет никаких сомнений, что все указанные выше страны предпримут необходимые шаги по включению в "Кейптаунский список".

6

Для рассмотрения в ОЭСР вопроса о предоставлении России доступа к кейптаунской скидке нужна поддержка страны-спонсора из числа участников Соглашения ОЭСР о координации политики в области экспортных кредитов для гражданской авиации. Есть ли гарантия, что мы найдем такого спонсора?

Для рассмотрения вопроса о включении России в "Кейптаунский список" необходима поддержка "страны-спонсора", в роли которой может выступить участник Соглашения ОЭСР о координации политики в области экспортных кредитов для гражданской авиации либо иная страна, которая предоставляет официальную поддержку при финансировании экспорта ВС.

Представляется, что это в большей степени технический вопрос не имеющий существенного значения для определения экономической целесообразности включения России в "Кейптаунский список".

7

Не ясна возможность и процедура выхода из Кейптаунского списка ОЭСР,  когда в этом возникнет необходимость.

Предложения об исключении страны из "Кейптаунского списка" может быть сделано участником Соглашения ОЭСР о координации политики в области экспортных кредитов либо иной страной, которая предоставляет официальную поддержку при финансировании экспорта ВС.

При этом процедура исключения страны из "Кейптаунского списка" предусмотрена статьями 42, 44-48 Приложения 2 к Соглашению ОЭСР.

8

При рассмотрении российской заявки на включение в список будет предпринята экспертиза российского законодательства. Скорее всего, в результате такой экспертизы силами независимой западной юркомпании от России могут потребовать серьезной ревизии внутреннего законодательства в интересах западных банков и лизинговых компаний.

Процедура включения страны в "Кейптаунский список" включает в себя заполнение опросника, содержащего вопросы о присоединении данной страны к Конвенции и Протоколу, а также о наличии и имплементации "квалифицирующих" заявлений.

Ответы на поставленные вопросы должны быть даны юридической фирмой, квалифицированной в соответствующей правовой юрисдикции.

Перечень вопросов (и, соответственно, объем анализа) четко установлен и ограничен в Дополнении 2 к Приложению 2 Соглашения ОЭСР  о координации политики в области экспортных кредитов для гражданской авиации.

Вероятность того, что для включения России в "Кейптаунский список" потребуется изменение действующего законодательства, является низкой. Некоторые практические вопросы применения Конвенции в России могут быть адресованы в соответствующие подзаконные акты.

В то же время доработка внутреннего законодательства с целью увеличения инвестиционной привлекательности для иностранных финансирующих сторон, не должна рассматриваться в качестве препятствия для получения  "Кейптаунской скидки".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.