"Зеленый коридор" для прибывающих самолетов

Дэвид ХЬЮГ, Вашингтон
19 января в стокгольмском аэропорту Арланда самолет Boeing 737-600 авиакомпании SAS впервые выполнил заход на посадку по так называемому зеленому коридору, после того как установленная на нем бортовая система самолетовождения фирмы Smiths соединилась с центром УВД и передала ему "четырехмерную" траекторию снижения.
Название "заход на посадку по зеленому коридору", отражающее экономию топлива, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и уровней шума, придумала группа специалистов преимущественно из представителей европейских стран, участвующих в испытаниях системы организации движения с использованием "четырехмерной" траектории прибытия самолета (три пространственных измерения плюс время). Самолет вылетел из аэропорта Люли в Северной Швеции и впервые совершил коммерческий рейс с заходом на посадку по траектории, сформированной примерно за час до прибытия в Арланду. Это первый из сотен полетов, которые будут выполнены в рамках программы оценки и демонстрации работоспособности новой системы.
Испытания, в которых участвуют 38 самолетов Boeing 737 авиакомпании SAS, финансируются Еврокомиссией совместно с авиастроительной промышленностью, перевозчиками и другими организациями, занятыми в сфере воздушных перевозок. В их числе Boeing, Rockwell Collins, Airbus, авиакомпания SAS и шведский провайдер услуг в области аэронавигации Luftfartsverket. Созданная этими организациями группа специалистов в конце прошлого года приступила к испытаниям соответствующих каналов передачи данных.
И европейские и американские специалисты, работающие над задачей модернизации систем УВД в связи с прогнозируемым к 2020 г. и далее двойным или даже тройным ростом объемов воздушных перевозок, считают организацию движения по "четырехмерным" траекториям совершенно необходимой. Испытания на точное прибытие в аэропорт уже провели в Австралии в 2004 г. компания Boeing на самолете Boeing 747 авиакомпании Qantas и альянс Air Traffic Alliance (в его состав входят фирмы Airbus, EADS и Thales) на самолете Airbus A330.

Данные о планируемой "четырехмерной" траектории полета, отправленные вычислительной системой самолетовождения самолета Boeing 737 авиакомпании SAS перед началом снижения
Источник: Avtech Sweden AB.
Приведенная на рисунке "четырехмерная" траектория полета, рассчитанная вычислительной системой самолетовождения, предполагает заход на посадку по "зеленому коридору" с непрерывным снижением с высоты крейсерского полета при работе двигателя на малом газе. Траектория начинается примерно за 22 мин до касания полосы. Она была отправлена диспетчерам УВД до начала снижения.
"Четырехмерная" траектория захода на посадку по зеленому коридору самолета Boeing 737 авиакомпании SAS в аэропорту Арланда
Источник: Avtech Sweden AB.
Показанная на рисунке траектория захода на посадку круче обычной. Прибытие в точно рассчитанный момент времени позволяет выполнять непрерывное снижение на режиме малого газа, без участков горизонтального полета на малых высотах.
Получив предлагаемую "четырехмерную" траекторию примерно за час до прибытия самолета, диспетчеры Арланды смогли перестроить поток прибывающих лайнеров таким образом, чтобы обеспечить самолету Boeing 737 авиакомпании SAS непрерывное снижение. Обмен данными о траектории полета с наземными службами УВД позволяет также освободить наземные РЛС от необходимости вывода самолета в нужную для нормальной посадки точку при малых высотах полета. В обычных условиях самолет вынужден маневрировать в горизонтальном полете с большими тягами двигателей или уходить в зону ожидания. Это увеличивает вредное воздействие на окружающую среду.
При заходе на посадку по "зеленому коридору" самолет может дольше оставаться на высоте крейсерского полета, прежде чем приступить к непрерывному снижению по более крутой по сравнению с обычной траектории (см. рисунки). При работе двигателей на режиме малого газа это приводит к уменьшению расхода топлива с 250 до 500 кг при каждом заходе на посадку, считает Ларс Линдберг, президент научно-исследовательской фирмы Avtech Sweden, участвующей в испытаниях.
Ожидается, что заходы на посадку по "четырехмерным" траекториям позволят увеличить пропускную способность аэропортов на 30-40%. Именно этим объясняется интерес к испытаниям со стороны европейских и американских компаний. Например, в Арланде, имеющей всего одну взлетно-посадочную полосу, суммарное число взлетов и посадок самолетов, по словам г-на Линдберга, можно будет увеличить с 45 до 60 в час.
Испытания по организации движения с заходом на посадку непосредственно со снижения уже проводятся или планируются как в США, так и в Европе.

Комментарии

Олег Николаевич, надо бы согласиться, да не могу.
Никаких унифицированных расчетов 4-Д траектории делать не нужно. Траектория рассчитана на борту и править ее не стоит. Экипаж передает "зеленую" схему прилета, а уж УВД или принимает, или нет. С уважением, В.Бобряков

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.