Подготовка летного состава: смена парадигмы
Технический прогресс в авиастроении десятилетиями незаметно, но неуклонно, как тектонический сдвиг, вел к неизбежной смене парадигмы взаимодействия экипажа и техники. Автоматизация и цифровизация бортовых систем лишь окончательно проявили тот факт, что техника стала надежнее человека. Стало очевидно, что в дальнейшей борьбе за повышение уровня безопасности полетов точка приложения основных усилий должна сместиться в область компетенций экипажа.
До сравнительно недавнего времени технические компетенции рассматривались как самодостаточная основа профессионализма пилота. Однако статистика летных происшествий с очевидностью показала: исход событий зависит не только от технических навыков, но и от способности экипажа их применить адекватно ситуации. Слаженная работа, принятие и выполнение решений, основанных на всестороннем анализе обстановки, — эти навыки так же важны, как и отработанные до автоматизма действия при отказах тех или иных систем. Это понимание привело к радикальному изменению подходов к подготовке летного состава.
В 2013 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) сформулировала новую концепцию, получившую название Evidence Based Training (EBT), или в принятом русском переводе — обучение, основанное на анализе фактических данных. С 2018 года "Аэрофлот" активно внедряет новые принципы в практику работы с летным составом, об этом в ноябрьском номере внутрикорпоративного издания "Мой Аэрофлот" рассказал заместитель генерального директора — летный директор российского флагмана Эдуард Советкин.
:: "Аэрофлот"
Классическая схема тренажерной подготовки, которую каждый пилот проходит раз в полгода, не менялась десятилетиями. Она заключается в отработке до автоматизма определенных процедур при отказах в различных системах воздушного судна. Однако с повышением надежности техники (в частности, двигателей) вероятность таких серьезных событий существенно снизилась. Но сложилось ясное понимание о невозможности прогнозирования всех вероятных сценариев авиационных происшествий в силу возрастающей сложности авиационной системы и невоспроизводимого сочетания факторов. "Классический" подход в подготовке пилотов, не учитывающий ни реальной необходимости такой подготовки для конкретного пилота, ни тех его компетенций, которые требуют дополнительной отработки, морально устарел.
"Новый подход, Evidence Based Training (EBT), ориентирован на разработку программы подготовки пилота, основанной на синтезе информации, например, из полетных данных, включая инциденты и происшествия, аудиторских наблюдений, данных об обучении, включая тренажерную подготовку. Все это для того, чтобы определить и развивать компетенции пилотов, необходимые для безопасного и эффективного пилотирования ВС", — объясняет летный директор "Аэрофлота" Эдуард Советкин. То есть методология ЕВТ уходит от подготовки, основанной на однотипных сценариях, к оценке и развитию ключевых профессиональных компетенций пилотов. Такая подготовка более результативна, поскольку позволяет пилоту эффективно справиться с любыми непредвиденными ситуациями в полете, даже если он не был обучен действиям в конкретно этой ситуации. Система EBT базируется на принципах компетентностного обучения — Competence Based Training.
"Аэрофлот" начал внедрение новой системы с подготовки десяти инструкторов в 2018 году. С 2021 года тренажерная подготовка в ведущей российской авиакомпании проводится по новой методике. "Безусловно, в процессе ее внедрения возникает много вопросов. Это и сложности в стандартизации инструкторского состава, и отставание нормативной базы. Для консолидации усилий и стандартизации инструкторского состава в нашем департаменте был создан специальный отдел поддержания и развития компетенций. В его состав входит порядка 60 инструкторов-экзаменаторов со всех типов ВС, эксплуатируемых в компании", — рассказал Эдуард Советкин.
:: "Аэрофлот"
HОВЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ПИЛОТА
В 2007 году международная отраслевая рабочая группа, состоявшая из экспертов-практиков в области летного обучения из почти полусотни организаций по всему миру, решила, что первым и важнейшим шагом в переформатировании подготовки ЛС будет определение необходимых компетенций пилота и системы поведенческих индикаторов эффективности в виде наблюдаемых действий пилотов или моделей их поведения, пригодных для использования в обучении летного состава. После обширных консультаций и обсуждений была разработана структура поведения, разделенная на восемь ключевых компетенций, каждая из которых имеет наблюдаемые поведенческие индикаторы: применение процедур, коммуникация, автоматическое управление траекторией ВС, ручное управление траекторией ВС, лидерство и командная работа, устранение проблем и принятие решений, ситуационная осознанность, управление рабочей нагрузкой. Все эти факторы имеют решающее значение в вопросах управления безопасностью полетов.
Далее предстоит определить, как будет происходить анализ и оценка сформированности данных компетенций у конкретных пилотов. Здесь ответственность возлагается на инструктора, который должен понять и устранить коренные причины трудностей в работе, а не только симптомы.
"Существует четыре этапа процесса оценки уровня компетенции, — рассказывает Эдуард Советкин. — Первый — наблюдение. На этом этапе инструктор должен внимательно следить за работой экипажа и внешними факторами. От того, насколько он будет наблюдательным, зависит качество следующих этапов. В идеале чем больше обстоятельств ситуации видит инструктор, тем легче ему будет выявить первопричину в процессе фасилитационного дебрифинга.
Второй этап — ведение записей. Это важный этап оценки и выявления первопричины. Записи инструктора, сделанные в процессе тренировки, должны дать возможность воспроизвести в памяти возникшую ситуацию на дебрифинге, создав почву для фасилитации.
Третий этап — классификация. От правильной классификации отклонений зависит правильное определение компетенций, уровень которых отличается от стандарта. И наконец, четвертый этап — определение уровня. От этого зависит правильное определение программы подготовки каждого конкретного пилота в дальнейшем".
Индивидуальность пилота предполагает разный уровень развитости отдельных компетенций: одни компетенции могут быть развиты очень хорошо, в то время как другие развиты слабо или деградированы. Возникновение в полете нестандартных ситуаций требует от пилота владения всеми компетенциями на высоком уровне, в том числе и теми, которые деградированы на данный момент. "Поэтому при подготовке мы должны сконцентрироваться не на тренировке определенных действий в случае возникновения отказов, а на тренировке компетенций, нуждающихся в улучшении. То есть мы разрабатываем индивидуальную программу для пилота, в которой доводим слаборазвитые компетенции до приемлемого уровня, что в свою очередь повышает уровень безопасности полетов", — подытожил Эдуард Советкин.
НОВЫЕ КАДРЫ
Российский флагман продолжает принимать на работу молодых специалистов и намеревается увеличивать количество вакансий. Как сообщил Эдуард Советкин, в этом году "Аэрофлот" уже принял на работу девять молодых пилотов, в ближайшее время планируется взять еще 20 (почти в пять раз больше, чем в прошлом году). "Количество принимаемых молодых специалистов будет расти, чтобы восполнять необходимые потребности в летном составе. В основном отбор ведется среди выпускников Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, Ульяновского института гражданской авиации, Краснокутского и Бугурусланского летных училищ. В первую очередь мы берем кандидатов с наилучшей успеваемостью, имеющих самый высокий уровень подготовки и закончивших учебные заведения гражданской авиации по целевому набору от "Аэрофлота". У нас они пройдут переобучение на самолеты семейства Airbus A320 и Boeing 737NG", — сказал он.
НЕ ТОЛЬКО ПИЛОТЫ
Одна из ключевых ценностей Группы "Аэрофлот" — это квалифицированный персонал, обладающий необходимыми знаниями, опытом и навыками для обеспечения деятельности Группы, реализации ее стратегии и достижения поставленных целей.
"Аэрофлот" сотрудничает с ведущими отраслевыми образовательными учреждениями, в том числе участвует в программе целевой подготовки сотрудников.
Так, с нового учебного 2024 года провайдер технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов "Аэрофлот Техникс" будет готовить специалистов по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники в Приморье. Проект реализуется совместно с Министерством профессионального образования Приморского края, Московским авиационным институтом (МАИ) и Владивостокским государственным университетом (ВВГУ).
Первые 100 человек поступят на обучение в сентябре 2024 года в рамках среднего профессионального образования по специальностям "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и "техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов".
МАИ выступит базовым вузом и будет отвечать за разработку образовательной программы, согласование содержания базовых дисциплин, обучение по профильным дисциплинам и подготовку на тип воздушного судна. ВВГУ станет вузом-партнером и будет проводить обучение по базовым и части профильных дисциплин. Студенты пройдут обязательную практику на производственной базе провайдера, а после окончания учебного заведения будут иметь возможность трудоустройства в "Аэрофлот Техникс".
Благодаря этой стратегической отраслевой программе появляется возможность закрыть потребности Дальневосточного федерального округа в квалифицированных авиационно-технических кадрах.
Решение о запуске программы по сетевому обучению и подготовке специалистов по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники было принято по итогам встречи губернатора Приморья с руководством "Аэрофлот Техникс" и представителями МАИ в июле 2023 года.
:: "Аэрофлот Техникс"
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft