Успешный год работы "Аэрофлота" в российской системе бронирования после проведения уникальной миграции
В ноябре исполнился год с момента перехода крупнейшей в России группы авиакомпаний "Аэрофлот" на отечественную автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) "Леонардо". Миграция стала одним из критически важных проектов обеспечения импортонезависимости IT-систем и сервисов, реализованных в Группе, и уникальным случаем в мировой практике.
Сервис, созданный компанией "Сирена-Трэвел" в партнерстве с госкорпорацией "Ростех", заменил зарубежную систему и обеспечивает управление расписаниями и ресурсами рейсов, процессами пересадки пассажиров и продажами.
В результате выполненных работ обеспечены информационная безопасность и защита персональных данных пассажиров и экипажей, независимость пассажирских перевозок от иностранных систем, возможных сбоев и отключений, связанных с санкционными ограничениями.
"Леонардо" стала надежной альтернативой, позволила сохранить устойчивость производственных процессов и избежать потери критически важных данных. Кроме того, система справляется с многочисленными DDoS-атаками.
"Беспрецедентные по масштабам кибератаки, которых за последние месяцы мы зафиксировали десятки, не смогли критически навредить системе. За год работы совокупное время "простоя" не превысило 40 минут, при этом каждый раз удавалось быстро восстановить работу после атак с сохранением привычного уровня комфорта для пассажиров и авиакомпаний", — сказал заместитель генерального директора Ростеха Александр Назаров.
С ноября прошлого года перелеты более 45 млн пассажиров Группы "Аэрофлот" были оформлены в российской системе.
"Первый год эксплуатации показал, что отечественная система бронирования обладает необходимыми функциональными возможностями, которые обеспечивают производственные и коммерческие процессы крупнейшего авиаперевозчика России", — отметил заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО "Аэрофлот" Антон Мацкевич.
"Аэрофлот" не только сам глубоко освоил АИС, но и делится практическим опытом внедрения и эксплуатации "Леонардо" с партнерами. Так, в октябре флагманский российский перевозчик провел семинар для сотрудников авиакомпании Conviasa (Венесуэла), продемонстрировав функциональные возможности системы.
Переход в начале 2024 года венесуэльского перевозчика на российскую систему бронирования позволит ему осуществлять совместную с "Аэрофлотом" эксплуатацию рейсов, а пассажирам — использовать бонусные программы обеих компаний.
Теперь, когда система надежно функционирует в повседневной жизни, "Аэрофлот" раскрыл, как была выполнена уникальная для мировой авиации задача миграции такого масштаба в сжатые сроки.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Разработка АИС "Леонардо" началась на фоне появления и укрепления в авиационной отрасли тренда на персонифицированный подход в работе с пассажиром. Но особую востребованность продукт получил в условиях санкционного давления, когда возникла реальная угроза отключения российских авиаперевозчиков от иностранных систем бронирования и связанного с этим риска потери критически важных данных. Официальный запуск системы состоялся в 2014 году.
На государственном уровне задача импортозамещения компьютерных систем бронирования авиаперевозок была поставлена в 2019 году, когда вышло Постановление Правительства РФ № 955, целью которого стало развитие национальных информационных технологий авиационной отрасли и снижение зависимости от западного программного обеспечения.
Вопрос информационной безопасности обслуживания пассажиров был связан с возможной утечкой персональных данных из зарубежных компьютерных систем. "Аэрофлот" с 2005 года по 2022 год эксплуатировал американскую систему Sabre.
После отказа зарубежных поставщиков систем бронирования расположить серверы только для отечественных авиакомпаний на территории РФ и начала СВО в феврале 2022 года для "Аэрофлота" и всех российских авиаперевозчиков государство поставило задачу перехода на отечественные системы до 1 ноября 2022 года.
Изначально сервис "Леонардо" не в полном объеме удовлетворял требованиям "Аэрофлота". Для флагманского перевозчика первой задачей миграции было внедрение десятков новых, не изученных российских авиационных компьютерных систем, не адаптированных к его деятельности. Система Sabre кастомизировалась под авиакомпанию на протяжении всех 17 лет эксплуатации.
Второй задачей миграции был сверхсложный процесс переноса миллионов записей "живой" информации существующих бронирований и электронных билетов из иностранной системы в отечественную. Мировая практика перехода для авиакомпаний масштаба перевозок "Аэрофлота" (выполняет до 500 рейсов в сутки) определяет период подготовки к миграции до 2 лет и остановку продажи перевозок в момент самой миграции до 2 суток. Поставленная задача на государственном уровне не вписывалась в мировую практику. У "Аэрофлота" было только 6 месяцев на подготовку и 1 сутки на переход.
В июне 2022 года авиакомпания создает управляющий комитет для проекта миграции из Sabre в "Леонардо" для координации деятельности в проекте 15 департаментов перевозчика численностью более тысячи специалистов и семи внешних подрядных организаций.
Проект также включал интеграцию нового сервиса с эксплуатируемыми производственными и финансовыми инфосистемами "Аэрофлота", такими как управление расписанием и полетами, регистрация пассажиров и багажа, отправка пассажиров, программа лояльности "Аэрофлот Бонус", платежные сервисы за услуги перевозки, финансового управления и отчетности. Интеграцию также необходимо было выполнить с компьютерными системами партнеров, предоставляющих дополнительные услуги: Аэроэкспресс, страхование, трансферные перевозки и другие.
Следует отметить, что еще в начале 2022 года были проведены учения подразделений компании на случай внезапной остановки западных IT-систем и подготовлен сценарий действий при экстренной миграции. К июню "Аэрофлот" был готов к проведению экстренных действий, параллельно работая над внедрением плановой миграции.
Плановая миграция состояла из нескольких этапов: анализ, доработка функционала, разработка интеграций и комплексное тестирование.
На первом этапе анализа функциональности решалась задача определения разрывов между существующими функциями в Sabre и новыми функциями в АИС ОВП "Леонардо". Для анализа разработали, а затем и проверили 2827 функциональных тест-кейсов. В результате тестирования было обнаружено 788 разрывов в функциональности, из которых 432 являлись блокирующими. Блокирующие разрывы не позволяли запустить обслуживание пассажиров в полном объеме без потери количества и качества пассажирских сервисов и невозможности производственной и финансовой деятельности авиакомпании.
Технические специалисты "Аэрофлота" и подрядчика приложили титанические усилия, выполняя 788 доработок. "Сирена-Трэвел" и "РТ-Транском" работали в постоянном контакте со специалистами "Аэрофлота" в режиме видеоконференций с утра до вечера, без выходных дней. Доработанный функционал тут же проходил тестирование до положительного результата.
Параллельно проводились работы по разработке интеграций для связи "Леонардо" с существующими информационными системами перевозчика. Наиболее сложная интеграция была с системой "Аэрофлот-Бонус", так как "Леонардо" ранее не работала с системами лояльности.
В процессе разработки интеграций был охвачен объем более 100 информационных потоков.
В октябре начался этап комплексного тестирования, которое проходило с постоянной доработкой функциональности. Проверялись следующие процессы: продажа услуг пассажиру, обслуживание его в центре поддержки пассажиров, на сайте "Аэрофлота", в аэропорту, на борту воздушного судна и финансовый учет. Тестирование проводили в три этапа. В конце октября 2022 года, после 6 месяцев интенсивной работы, система была подготовлена к плановой миграции.
Последняя фаза проекта, собственно миграция, была самой короткой — 2 суток, но самой сложной и ответственной. "Аэрофлоту" предстояло за сутки мигрировать в "Леонардо", а это значило остановить все продажи в Sabre, выгрузить миллионы бронирований и электронных билетов в электронное хранилище "Аэрофлота", запустить "Леонардо", загрузить в нее все бронирования, электронные билеты и открыть продажи.
На весь процесс миграции было запланировано 22 часа. До ее запуска начался подготовительный процесс для системы регистрации и отправки пассажиров, так как останавливать полеты нельзя. Заблаговременно готовились миллионы массивов информации с пассажирскими услугами для регистрации и отправки. Миграция началась в 16:00 29 октября 2022 года. Все шаги миграции были определены и выполнены до минуты, все необходимые специалисты и дублирующие составы были в полной готовности. На диаграмме показаны шаги миграции с привязкой к конкретному времени.
Новая система бронирования приступила к работе в срок, 30 октября 2022 года, были запущены более 100 потоков интеграции в производственные и финансовые системы без разрыва и остановки процессов, не прекращалось обслуживание пассажиров в агентствах по продаже авиаперевозок.
В процессе миграции "Аэрофлот" не задержал ни одного рейса. Работал штаб миграции, работали тысячи специалистов перевозчика и провайдера, каждые 30 минут собиралась и анализировалась информация о шагах перехода на новую систему. Все поставленные задачи были выполнены в полном объеме.
После миграции "Аэрофлот" совместно с "Сирена-Трэвел" и "РТ-Транском" продолжают развивать систему "Леонардо". Предстоит решить еще много важных задач для повышения качества услуг и увеличения сервисов для пассажиров, но теперь это делается в нашей, российской системе.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft