Создать новый комитет и всех досмотреть

bell
bell

Тема безопасности аэропортов в последние дни стала ключевой не только для российских политиков, авиационных экспертов и СМИ, но также и для представителей авиаотрасли во всем мире. Российские власти отреагировали на взрыв в аэропорту Домодедово требованием введения тотального досмотра пассажиров на входе в аэровокзалы, громкими отставками и идеей формирования органа, который будет заниматься надзором за транспортной безопасностью. Иностранные специалисты рекомендуют более разумные действия.
Самой громкой отставкой непосредственно в транспортной отрасли стало смещение с поста главы Ространснадзора Геннадия Курзенкова. Специалисты надзорной службы пребывают в некоторой депрессии, поскольку любая смена руководства ведет к пересмотру устоявшегося порядка, во время которого заниматься делом становится гораздо труднее. Однако вряд ли эта отставка вызовет сколь-нибудь бурную реакцию в авиационном сообществе: Курзенков не считался самым компетентным чиновником в данной области и не отличился какими-либо значительными достижениями во время своего руководства. Кстати, за несколько недель до взрыва в Домодедово в Живом Журнале появились фотографии служебной автомашины Курзенкова, которая объезжает пробки по встречной полосе движения, отделенной даже не двойной сплошной линией, а натуральным железобетонным забором, исключающим любую возможность возвращения на свою полосу. Несколько блоггеров адресовали властям вопрос, почему глава структуры, отвечающий за надзор в сфере транспорта, и в том числе за транспортную безопасность, столь грубо нарушает ПДД? Ответа на этот вопрос не последовало. Тогда ситуация никак не повлияла на карьеру Курзенкова. Как видно, для российских чиновников гораздо опаснее гнев сверху, чем обоснованная критика снизу.
Массовые досмотры в аэропортах вызвали как положительные, так и отрицательные отзывы. Из-за 100%-ных проверок пассажиры почти неизбежно скапливаются на входе, а это никак не может способствовать повышению уровня безопасности. Именно из-за длинных очередей постепенно была ослаблена практика тотальных проверок в московских аэропортах, после того как они были введены в 2004 г., хотя нам не известно, было ли на этот счет распоряжение МВД или все произошло "само собой". Подобный досмотр — мера трудоемкая и не очень эффективная, и едва ли она может применяться постоянно, а не только в состоянии повышенной опасности, когда есть предварительная информация о готовящемся теракте.
Отреагировав на взрыв в Домодедово, Международный совет аэропортов (ACI) — самая компетентная и уважаемая мировая ассоциация воздушных гаваней — распространил заявление, в котором призывает правительства не внедрять тотальный досмотр на входе в аэропорты, а заняться разработкой иного режима, который включал бы не только видимые, но и скрытые методы. Именно скрытые варианты контроля наиболее эффективны, поскольку злоумышленники их не видят и не могут придумать, как их обойти.
То, что проверки не решают всех проблем, доказывает и пример предыдущего теракта в аэропорту — в 2007 г., в шотландском Глазго. Тогда два террориста въехали в здание аэропорта на автомобиле, хотя совершить теракт им не удалось.
Бывший глава департамента авиационной безопасности Федеральной авиационной администрации (FAA) Билли Винсент в интервью Aviation Week признал, что некоторые аэропорты сейчас крайне беззащитны перед террористами. Винсент еще в октябре представил в ICAO проект новых правил, которые регулировали бы не только доступ пассажиров, но и въезд на территорию аэропорта частного автотранспорта. Эксперт также говорит о том, что о мерах безопасности следует задуматься архитекторам и проектировщикам аэропортов еще при разработке проектов аэровокзалов. "То количества стекла, которое используется сейчас при строительстве аэропортов, это просто приглашение к разрушению. Мы в течение многих лет говорим нашим клиентам, что с этим необходимо что-то делать", — говорит Винсент.
Специалист получил от ICAO письмо, в котором его поблагодарили за внесенные предложения. На данный момент в международной организации действуют утвержденные правила и рекомендации, которые необходимо применять для обеспечения безопасности аэропортов. (Они были приведены одним из наших читателей в предыдущем блоге.) В частности, ICAO рекомендует наличие в стране Межведомственной комиссии по авиационной безопасности, которая на правительственном уровне координирует деятельность всех ведомств по этой проблеме. В России эта комиссия была упразднена в 1998 г., и ее полномочия, если не ошибаюсь, были включены в полномочия Межведомственной антитеррористической комиссии, хотя это противоречило рекомендациям ICAO. В 2008 г. в России все-таки была сформирована Межведомственная комиссия по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации — несколько ближе к рекомендации ICAO, хотя эти два направления работы требуют участия совсем разных специалистов, если не принимать во внимание совершенно фантастические варианты умышленного технического саботажа с террористическими целями (а кто тогда вообще догадается, что это был теракт, пока в этом не признаются пойманные злоумышленники?). В русском языке безопасность полетов и авиационную безопасность объединяет только слово "безопасность", а в английском и слова применяются разные: safety и security соответственно. Так что при рассмотрении любого вопроса половина подобной ассамблеи неизбежно скучает, а это едва ли способствует эффективности работы комиссии. Наверное, безопасность — слишком многогранная проблема, чтобы пытаться ее решать с помощью единой всеобъемлющей комиссии. Несколько специализированных комиссий с налаженным быстрым обменом информацией между собой работали бы гораздо эффективнее.
Тем не менее сейчас президент РФ Дмитрий Медведев подписал поручения, в которых правительству и администрации президента предлагается разработать создание нового органа по надзору за транспортной безопасностью. Предложение должно появиться уже к 1 марта. Однако этот шаг способен лишь добавить неразберихи и путаницы, а также размывания ответственности между силовыми структурами, новым органом и транспортной администрацией (ведь несмотря на снятие Курзенкова, Ространснадзор пока никто не расформировывал).
Может быть, вместо очередных срочных действий после очередного теракта, которые, как мы в очередной раз убедились, не ведут ни к каким результатам, следовало бы организовать обсуждение среди специалистов аэропортов и авиакомпаний по авиационной безопасности (а там работают настоящие профессионалы) по поводу того, какие меры действительно следует предпринять, чтобы повысить уровень безопасности, не слишком повредив при этом удобству и скорости обслуживания пассажиров (очевидно, что закрытый аэропорт — объект идеально безопасный, но никому не нужный). Однако для этого вертикаль власти должна работать не только сверху вниз.

Блог ведет зам. главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Полина Зверева.

Комментарии

Это иродов метод:

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов." (Евангелие от Матфея)

- ресурсоемкий и малоэффективный

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.