Дальневосточную авиакомпанию пустили на второй круг

Самолет Ан-26 перевозчика "ЧукотАВИА"
Территория Дальневосточного федерального округа занимает более 40% площади России. На фото: самолет Ан-26 перевозчика "ЧукотАВИА" над заливом Лаврентия; осень 2018 года :: Игорь Двуреков

Федеральный центр приступил ко второй акцентированной попытке выстроить воздушное сообщение на российском Дальнем Востоке. В первый раз не все получилось. Перевозчик "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот"), созданный  в качестве объединенной дальневосточной авиакомпании, заявленных целей не достиг.

Власти субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) и подконтрольные (или дружественные) им региональные авиакомпании сдали не все позиции под напором "Авроры". Новую дальневосточную авиакомпанию перезапустят с благословения Владимира Путина.

Впрочем, регионы и сами устали от самостоятельного и нескончаемого субсидирования местных авиалиний. Дальневосточные руководители не раз просили Москву поддержать внутрисубъектовые авиаперевозки деньгами из федеральной казны.

Кроме того, новая объединенная дальневосточная авиакомпания поможет загрузить заводы и упростить сбыт российской авиатехники.

Правда, количество перевозчиков уменьшится. Консолидация в российской гражданской авиации продолжится. Монополизированной отраслью проще управлять, но в такой конфигурации она менее устойчива.

Что случилось?

Владимир Путин поручил правительству до 31 января внести предложения по созданию авиационной компании для перевозки пассажиров и грузов в ДФО и труднодоступных районах.

В парке (вероятно) нового оператора должны быть российские ВС (о них ниже). Для дальневосточного перевозчика предстоит определить маршрутную сеть региональных и местных воздушных линий, а также прогнозный пассажиропоток. В сеть должны входить аэропорты, реконструкция которых предусмотрена комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Перечень поручений опубликован 14 января 2020 г. Ответственным назначили премьера Дмитрия Медведева. На следующий день он ушел в отставку. Причиной отставки послужили не президентские поручения по региональным перевозкам. Но именно Медведев делал первую попытку создать новую объединенную дальневосточную авиакомпанию. Так появилась "Аврора".

Дмитрий Медведев
Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе презентации авиакомпании "Аврора" в московском аэропорту Шереметьево; 6 ноября 2013 года :: Правительство России

Промах "Авроры"

Дальневосточная региональная авиакомпания "Аврора" создана по поручению (№ ДМ-П9-3804 от 3 июля 2012 г.) Дмитрия Медведева на базе "Владивосток Авиа" и "Сахалинских авиатрасс" (обе авиакомпании с 2011 г. входили в группу "Аэрофлот").

"В качестве единой дальневосточной авиакомпании "Аврора" имеет стратегическое значение для российского Дальнего Востока и значительно меняет конфигурацию всей отечественной авиатранспортной отрасли. Новая авиакомпания призвана решить важнейшую социальную задачу по улучшению доступности региона, повышению мобильности населения. Общее количество рейсов в период с 2013 по 2018 г. увеличится с 172 до 534, количество направлений — с 30 до 128, при этом общее число перевезенных пассажиров возрастет до 2,4 млн чел. "Аврора" обеспечит внутрирегиональные авиаперевозки через современные пересадочные пункты в Якутске, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, Магадане", — заявляли в ноябре 2013 г., накануне презентации первого самолета A319 для "Авроры", в российском правительстве.

Но ни одной из основных заявленных целей "Аврора" не добилась. В 2018 г. авиакомпания перевезла 1,6 млн пасс. (из них 1,2 млн пасс. на ВВЛ).

У перевозчика по-прежнему остаются два акционера: "Аэрофлот" (51% акций) и Сахалинская область (49%). Хотя изначально предполагалось, что акционерами "Авроры" кроме островного субъекта станут другие регионы в ДФО.    

О том, что "Аврора" создавалась как объединенная дальневосточная авиакомпания, сегодня почти не вспоминают.

DHC-6 Twin Otter Series 400
В декабре 2019 года "Аврора" отметила 5-летие полетов на самолетах DHC-6 Twin Otter Series 400 (на фото). Внутри Приморского края на ВС этого типа авиакомпания перевезла 150 тыс. пассажиров и выполнила 13 тыс. рейсов. Но "Авроре" так и не удалось распространить концепцию авиаперевозок внутри Приморья на другие субъекты ДФО :: "Аврора"

Свои домашние

У ряда субъектов РФ, входящих в состав ДФО, есть свои домашние авиакомпании (см. таблицу). И главный вопрос — что их ждет теперь?  

Субъект ДФО Основная домашняя авиакомпания Тип ВС
Амурская область "Амурская авиабаза" Ан-2, Ми-8
Республика Бурятия
Еврейская АО
Забайкальский край "Аэросервис" L-410UVP-E20, Ан-2, ТВС-2МС
Камчатский край Камчатское АП L-410UVP-E20, Ан-26, Ан-28, Ми-8, Як-40
Магаданская область "СиЛА" L-410UVP-E20, Ан-28
Приморский край "Аврора" см. Сахалинская область
Республика Саха (Якутия) "Алроса", "Полярные авиалинии", "Якутия"

Совокупный парк: DA-40, L-410UVP-E,  PC-6, Ан-2, Ан-3, Ан-24, Ан-26, Ан-38, Ми-8, B-737NG, Dash 8-300, SSJ 100, Ил-76, Ту-154, Ми-171, Ми-8, Ми-26

Сахалинская область "Аврора" A319, DHC-6, Dash 8-200/300/400
Хабаровский край "Хабаровские авиалинии" L-410UVP-E20, Ан-24, Ан-26
Чукотский АО "ЧукотАВИА" DHC-6, Ан-24, Ан-26, Ми-8
Артём Кореняко, главный редактор ATO.ru

Ведущий блога — главный редактор ATO.ru Артём Кореняко

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.