Главное за неделю: "Аэрофлот" даже и не второй, первая виртуальная выкатка самолета, крупнейший в мире авиасалон отменен, Boeing 737MAX снова возит пассажиров
По итогам ноября "Аэрофлот" стал только третьей авиакомпанией по количеству перевезенных пассажиров. Восьмой месяц подряд лидер — частная S7 Airlines. На втором месте лоукостер "Победа", сохранившая свои докризисные показатели. Все авиакомпании первой пятерки показали ощутимо более слабые результаты по сравнению с октябрем. Участники процесса договорились, и акционерное соглашение о создании единой дальневосточной авиакомпании (с перспективным парком в 186 самолетов, сетью из более чем 500 маршрутов и ожидаемым пассажиропотоком в 2 млн чел. в год) будет подписано до конца года. Отличная неделя для Boeing — возобновлены поставки и коммерческая эксплуатация 737MAX. Создаются две новые авиакомпании, одна из них руководителем мексиканской авиакомпании с опытом эксплуатации Superjet 100. Харизматичный Майкл O’Лири из Ryanair уверен, что [дешевые] перевозки восстановятся в 2022 г. Впервые со времен Второй мировой войны крупнейший в мире авиасалон в Ле-Бурже отменен в 2021 г. Но у вас остается возможность посетить российскую выставку МАКС в июле будущего года. Лионский аэропорт будет готов заправлять самолеты жидким водородом к 2030 г. Бизнес-джет Dassault Falcon 6X вошел в историю как первый самолет, выкатка которого состоялась виртуально. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").
ВСЕ НИЖЕ, И НИЖЕ, И НИЖЕ
Согласно предварительным данным в ноябре 2020 г. российские перевозчики коллективно обслужили на 48% пассажиров меньше, чем за аналогичный месяц прошлого, докризисного года. Все авиакомпании первой пятерки показали ощутимо более слабые результаты по сравнению с октябрем, когда сокращение составило 39%. А сентябрьские –31,7% выглядят недостижимыми.
Крупнейшим перевозчиком России по пассажиропотоку восьмой месяц подряд остается S7 Airlines. За прошедший месяц авиакомпания перевезла 904,8 тыс. пасс., на 29,4% меньше, чем в ноябре 2019 г. Оттеснив материнский "Аэрофлот", на второе место поднялся лоукостер "Победа" — единственный из первой пятерки не ухудшивший результаты по сравнению с прошлым годом. Услугами "Аэрофлота" воспользовалось на 70,4% пассажиров меньше; получается, что пассажиропоток национального перевозчика сократился существенно сильнее среднего по рынку. Авиакомпания "Россия" (также входит в группу "Аэрофлот") перевезла на 47,8% пассажиров меньше. Но особенно заметно сдала авиакомпания "Уральские авиалинии" (минус 60% обслуженных пассажиров).
ХОЗЯИН "ТАЙГИ"
Близится развязка борьбы за большой бюджетный проект "Единая дальневосточная авиакомпания". Акционерное соглашение о создании нового регионального перевозчика будет подписано до конца года. Предприятие создается на базе авиакомпании "Аврора" (пока еще входит в группу "Аэрофлот"), которая войдет в альянс с региональными перевозчиками, по-видимому с "Якутией" и "Полярными авиалиниями".
В ее наблюдательный совет войдут главы всех регионов Дальневосточного федерального округа и представители правительства РФ. Контрольный пакет акций компании не будет принадлежать ни одному из 11 субъектов ДФО, а "золотая акция" будет у Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Предположительно, выполнять полеты перевозчик будет под брендом "Тайга".
Потребность флота оценивается в 186 воздушных судов, из которых 53 самолета российского производства; сеть — более чем в 500 маршрутов. Ожидаемый пассажиропоток — порядка 2 млн чел. в год.
ХОРОШАЯ НЕДЕЛЯ ДЛЯ BOEING
Две отличные новости для крупнейшего в мире производителя авиатехники: 8 декабря авиакомпания United Airlines получила Boeing 737-9, который стал первым самолетом семейства В-737MAX, поставленным с тех пор, как было одобрено возвращение модели в эксплуатацию после 20-месячного простоя. Возобновление поставок MAX восстановит приток денежных средств в Boeing (заказчики выплачивают бóльшую часть стоимости самолета при его получении) и улучшит статистику: за 11 месяцев Boeing поставил только 118 воздушных судов — до кризиса такое количество поставлялось за квартал. А в ноябре американский самолетостроитель передал заказчикам всего один пассажирский самолет. Ожидается, что первым перевозчиком, который вернет В-737MAX в коммерческую эксплуатацию, станет бразильский лоукостер GOL, планирующий приступить к полетам уже 9 декабря. Национальные авиационные власти Бразилии ANAC валидировали требования Федеральной авиационной администрации США (FAA) по возобновлению коммерческой эксплуатации самолетов семейства В-737MAX две недели назад.
9 декабря Boeing 737MAX вернулся в коммерческую эксплуатацию — бразильский лоукостер GOL выполнил на типе первый с марта 2019 г. коммерческий рейс. Полет по маршруту Сан-Паулу—Порту-Алегри прошел в обычном режиме, без помпы. Предполагается, что American Airlines станет следующим оператором, вернувшим MAX на линии, — самолет стоит в расписании на 29 декабря.
НИЗКИЕ ТАРИФЫ, ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ
Глава Ryanair, крупнейшего в Европе бюджетного перевозчика, который на прошлой неделе приобрел 75 самолетов Boeing 737MAX, уверен, что восстановление спроса на авиаперевозки может вернуться к докризисным уровням уже в 2022 г., но только при условии низких тарифов. "Я совершенно не доверяю всем этим вялым прогнозам: мол, в конце 2025-го или, может, в 2026-м мы вернемся к уровню 2019-го. На самом деле, я думаю, вернемся примерно к 2022-му, если предложим низкие тарифы. А вот возврат к нормальным ценам, вероятно, займет еще пару лет", — заявил харизматичный Майкл O’Лири.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Кризис в воздушном транспорте, вызванный пандемией COVID-19, встряхнул рынок, убрав или подвинув одних его игроков, но предоставив неожиданные возможности другим. Так, бывший президент мексиканской Interjet, крупнейшего оператора самолетов Superjet 100 за пределами РФ, запускает авиакомпанию сегмента ультралоукост в Колумбии.
Уильям Шоу, основатель и глава создаваемой Ultra Air, объяснил, что сложное финансовое положение национального перевозчика Avianca, а также ряд государственных мер по стимулированию восстановления экономики создают благоприятные условия для выхода новых игроков на местный рынок авиаперевозок. Компания выбирает основной тип для своего парка: Boeing 737MAX-8 или Airbus A320. "Я думаю, только раз в жизни нам удается увидеть новые самолеты по таким весьма конкурентоспособным ценам. В Boeing хотят, чтобы самолет летал, они хотят снова завоевать потерянный рынок", — отметил Шоу.
Еще один стартап выходит на вьетнамский рынок: Vietravel Airline, основанная одноименным тревел-агентством, получила первый самолет Airbus A321. И это несмотря на действующий в стране запрет на создание до 2022 г. новых авиаперевозчиков. Однако для Vietravel сделали исключение: в результате всестороннего рассмотрения бизнес-плана авиакомпании власти выдали лицензию, ее первый рейс запланирован на 18 декабря. Уставный капитал компании составляет 30 млн долл. Авиакомпания, базирующаяся в аэропорту Фу Бай города Хюэ, начнет свою деятельность с перевозок на внутреннем рынке, пользуясь клиентской базой тревел-агентства и выполняя до 80 рейсов в неделю. Ей надо будет закрепиться на рынке: маршрут между Хошимином и Ханоем в настоящее время является самым загруженным по располагаемым провозным мощностям в мире.
ВОДОРОД В КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ
Как в свое время электронные носители пришли на замену виниловым пластинкам и магнитным кассетам, а цифровая фотография — на смену пленочной, так и сейчас очевидна неизбежность скорого массового использования новых видов топлива в авиации. И по мере того как в мире (и особенно в Европе) актуальность темы использования водородного топлива в коммерческой авиации растет, а инженеры в самолетостроительных и двигателестроительных компаниях работают над конструкторскими решениями в этом направлении, аэропорты начинают задумываться о создании инфраструктуры, необходимой для перехода к эксплуатации такой техники. Так, лионский аэропорт должен быть готов заправлять самолеты жидким водородом к 2030 г.
МИРОВЫЕ ВЫСТАВКИ ПРОДОЛЖАЮТ ОТМЕНЯТЬ
Организаторы Paris Air Show отменили проведение крупнейшего в мире авиасалона в Ле-Бурже в 2021 г. из-за сохраняющейся неопределенности, связанной с пандемией COVID-19 и в контексте кризиса, который оказал беспрецедентное влияние на аэрокосмическую отрасль. Первый Парижский авиасалон был проведен в 1909 г., и с тех пор мероприятие проводилось раз в два года — с перерывами только на время двух мировых войн. В 2021 г. авиасалон должен был стать 54-м и пройти с 21 по 27 июня.
Ассоциация деловой авиации Ближнего Востока и Северной Африки (MEBAA) объявила, что отменяет популярную в регионе выставку MEBAA Show, которая была перенесена на конец февраля 2021 г. "Из-за опасений, связанных с продолжающейся пандемией и ограничениями на международные поездки, мы считаем, что это тяжело давшееся нам решение отвечает интересам здоровья и безопасности экспонентов, посетителей, подрядчиков и персонала". Региональная выставка деловой авиации проводится в Дубае.
Спустя всего несколько дней после объявления об отмене этих влиятельных коммерческих международных выставок организаторы МАКС-2021 заявили, что российский авиационно-космический салон пройдет в установленные даты, с 20 по 25 июля 2021 г., в подмосковном Жуковском. Комментируя свое решение, организаторы отметили, что "ситуация на российском рынке отличается от того, что мы наблюдаем в Северной Америке или Евросоюзе. Отечественные авиакомпании после локдауна II квартала 2020 г. смогли существенно восстановить объемы перевозок. А меры государственной поддержки, оказываемые российским производителями гражданской авиатехники, позволяют поддержать спрос на наши самолеты и вертолеты на достаточно высоком уровне".
ИНТЕРЕСНЫЕ ИНТЕРВЬЮ
Сразу три интервью с профессионалами отрасли добавились на нашем сайте на этой неделе. Об отказе от посредников, работе с госзаказчиками, локализации производства и сертификации техники в РФ, а также изменении структуры Airbus Helicopters и др. можно прочитать в первом интервью, которое дал Дмитрий Перепелкин, новый директор вертолетного подразделения Airbus в России и Белоруссии.
Будет ли гражданская авиация динамичной и эффективной высококонкурентной отраслью? Какова роль и место госрегулирования? Как оптимизировать господдержку и кому ее получать? Как изменится экономика воздушного транспорта? Об этих и других острых вопросах — в видеоинтервью с заместителем гендиректора "АльфаСтрахование" по авиационному и космическому страхованию Ильей Кабачником.
Смотрите видеоинтервью Сезара Перейра, нового вице-президента Embraer по региону EMEA на форуме "Крылья будущего — 2020", в котором он затрагивает самые разнообразные вопросы. С какими проблемами сталкивается Embraer в эпоху COVID-19? Что происходит с перевозками в сегменте самолетов от 100 до 150 кресел? Как добиться эффективности на региональных маршрутах? Какой станет "новая нормальность"? Конкурируют ли самолеты Embraer с SSJ 100 или дополняют его?
ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫКАТКА САМОЛЕТА
8 декабря состоялась выкатка бизнес-джета Falcon 6X, нового флагмана французского производителя Dassault Aviation. В связи с ограничениями, накладываемыми пандемией, торжественное мероприятие велось в режиме прямой трансляции на YouTube. Таким образом, 6Х вошел в историю как первый самолет, выкатка которого состоялась виртуально.
Название "ультраширокий" в отношении салона не случайно — размеры поперечного сечения фюзеляжа Falcon 6X превосходят любой другой бизнес-джет. Дальность составит 10,2 тыс. км, что позволит выполнять беспосадочные перелеты из Москвы до Лос-Анджелеса; максимальная скорость — 0,9М.
С самого начала программы была запущена работа по поддержке будущего самолета: к обслуживанию джета готовы более 60 сервисных центров Dassault, 16 региональных дистрибьюторов запчастей, более сотни представительств по всему миру.
Одна из новых черт 6X — интегрированная бортовая система сканирования FalconScan. Система мониторит более 100 тыс. параметров, и инженеры Dassault разработали алгоритмы, помогающие проводить дефектацию и устранение сбоев, а также получать данные по всему парку 6Х.
Программа 6Х продвигается согласно графику, приближаясь к первому полету, запланированному на 2021 г. Ввод самолета в эксплуатацию намечен на 2022 г.
Ссылки по теме
Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.
- 31.12.2022 КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ
- 07.04.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- 27.02.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- 20.02.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent