Главное за неделю: Airbus строит будущее, новые российские лоукостеры, Китай займет треть рынка среднемагистральных ВС

летательный аппарат CityAirbus NextGen
:: Airbus

Можно сказать, что эта авиационная неделя прошла под знаком будущего. Европейский авиагигант Airbus вывел на новый уровень обсуждение важнейших вопросов устойчивого развития аэрокосмической отрасли, верит в успех создания самолета на водородном топливе к 2035 году, готовится построить и сертифицировать электрический ЛА вертикального взлета и посадки. Бразильский лоукостер через три года начнет эксплуатировать электрические авиатакси. Подождав десяток лет, Россия решила заняться созданием экологически безопасного авиационного топлива (SAF). Новый российский лоукостер Citrus освежит рынок низкобюджетных перевозок в 2022 году. Хотя специалисты не верят, что китайский среднемагистральный лайнер C919 может быть конкурентоспособным за пределами КНР, ему под силу положить конец дуополии Airbus — Boeing.

Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ

Европейский авиагигант провел двухдневное мероприятие Airbus Summit, которое преследует своей целью перевести на новый уровень обсуждение важнейших вопросов устойчивого развития аэрокосмической отрасли.

Водород, хотя он и не рассматривается как единственное решение, занял центральное место в дорожной карте авиастроителя. Airbus видит признаки того, что его амбиции по созданию к 2035 году коммерческого самолета на водородном топливе, обнародованные ровно год назад, реальны.

Параллельно компания продолжает работы по исследованию использования экологически безопасного авиационного топлива (SAF) и электрических технологий (включая гибридную силовую установку). Так, вертолетному подразделению группы поручено не просто создать экспериментальный электрический четырехместный летательный аппарат для городского авиасообщения CityAirbus NextGen, а доказать, что действительно прорывной проект может быть сертифицирован (план — в 2025 году), проложив путь для инновационного коммерческого самолета на 100 и более мест.

В другом проекте — Albatross — Airbus вместе с партнерами изучают возможности повышения энергоэффективности авиаперелетов.

ЛОУКОСТЕР БЕРЕТСЯ ЗА ШЕРИНГОВЫЙ СЕРВИС АВИАТАКСИ

Будущее может оказаться гораздо ближе, чем кажется. Крупный бразильский лоукостер Gol намеревается развивать шеринговый сервис авиатакси — c 2024 года он начнет получать первые из 250 заказанных четырехместных электрических ЛА с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) VA-X4 производства Vertical Aerospace. Такая техника поможет трансформировать способ перемещения в густонаселенных городах с плотным автотрафиком, в частности Сан-Паулу с населением 22 млн чел. А молодой британский разработчик Vertical благодаря стратегическим инвесторам планирует "поднять" порядка 400 млн долл. на Нью-Йоркской бирже.

ПЕРВОЕ В РОССИИ СОГЛАШЕНИЕ О "ЗЕЛЕНОМ" АВИАТОПЛИВЕ

С опозданием на десятилетие Россия наконец обратилась к теме экологичного авиационного топлива. "Аэрофлот" и "Газпром нефть" договорились о совместном развитии производства и использовании авиатоплива на основе растительного сырья с минимальным углеродным следом (SAF). Подписанное соглашение стало первым в России.

В Европе спрос на такого вида топливо превосходит предложение. Немецкая Lufthansa, крупнейший потребитель SAF на континенте, признает, что ей сложно найти его в требуемом количестве, и изучает возможность строительства производственных мощностей. По ее оценке, заправка только внутренних рейсов обойдется в 4 млрд долл.

CITRUS ОСВЕЖИТ РОССИЙСКИЙ ЛОУКОСТ-РЫНОК

Ближайшее постпандемийное будущее авиаперевозок многие связывают с низкобюджетными перевозками.

Новый российский лоукостер, проект частного авиахолдинга S7 Group, запустится под брендом Citrus (Cities of Russia; англ. "города России") в июле 2022 года и рассчитывает в первый год работы обслужить порядка 1 млн пасс. на прямых межрегиональных направлениях минуя Москву.

В то же время другой частный российский авиаперевозчик — Smartavia, активно трансформирующийся в лоукостера, похоже, выбрал основным аэропортом базирования московский Шереметьево. В его амбициозных планах войти в пятерку крупнейших перевозчиков страны.

Citrus не первый лоукостер, носящий "фруктовое" имя, в мире есть "манговая" и "персиковая" авиакомпании.

По мере того как отрасль начинает заглядывать за рамки кризиса, в начало "новой нормы", обладающие ресурсом игроки просчитывают варианты покупок, которые существуют на авиарынке Европы. Ранее в этом месяце компания Wizz Air, предположительно, пыталась приобрести EasyJet. И хотя громкая сделка не состоялась, перемены неизбежны.

ТРЕТЬ ВСЕХ ПРИОБРЕТАЕМЫХ УЗКОФЮЗЕЛЯЖНЫХ САМОЛЕТОВ МОГУТ БЫТЬ КИТАЙСКИМИ

Китайские самолеты — это будущее? По мере приближения срока выхода на рынок среднемагистрального Comac C919, намеченного на конец этого года, аналитики вновь начали обсуждать, может ли Китай положить конец дуополии Airbus — Boeing? Хотя специалисты не верят, что этот самолет способен быть конкурентоспособным где-либо, кроме КНР, прогнозируемый рост на китайском рынке предоставит достаточно пространства для трех игроков. И при этом никто не принимает во внимание продукцию российского авиапрома — видимо, из-за компактности потенциального рынка сбыта и сомнений в способности в обозримом будущем достичь высоких темпов серийного производства.

ПЕРВОЕ В РОССИИ ПРОИЗВОДСТВО ПО КАПРЕМОНТУ ДВИГАТЕЛЕЙ И ВСУ

Будущее — в организации капитального ремонта самых популярных авиадвигателей и вспомогательных установок в России. Так посчитали в компании S7 Technics, которая создает первое в стране производство и в скором времени будет осуществлять сложный капитальный ремонт двигателей CFM56 и ВСУ Honeywell. Обслуживание двигателей в Шереметьево, где разместится цех, а не отправляя их за рубеж, очевидно, позволит сократить временные и финансовые затраты авиакомпаний.

"КРЫЛЬЯ БУДУЩЕГО"

Анализу новой реальности гражданской авиации России и мира, обмену мнениями, идеями и прогнозами — этому будет посвящена повестка как никогда ранее востребованной встречи людей, которые сегодня принимают решения, определяющие горизонты будущего, — форуму "Крылья будущего". 19-й международный авиационный форум состоится в Москве 27 октября.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.