Главное за неделю: легендарный Boeing 747 движется к закату, китайский конкурент Superjet в трех компаниях топ-10, восстановление отрасли замедляется

Самые важные новости гражданской авиации мира

Первая неделя июля в мировой гражданской авиации, как и большая часть стремительно пролетевшей первой половины года, прошла под знаком коронавируса. Так же как и в ситуации с пандемией, в авиации есть хорошие новости и не очень. Китайский конкурент Superjet станет более узнаваемым, стартовый заказчик Boeing 737MAX хочет отказаться почти от 100 самолетов, Lufthansa вернет в эксплуатацию 200 ВС, россияне еще как минимум месяц не смогут полететь за рубеж, крупнейшая в мире выставка деловой авиации отменена — об этом и многом другом в недельной подборке самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, которую для вас подготовило "Авиатранспортное обозрение" (ATO.ru).

КИТАЙСКИЙ КОНКУРЕНТ SUPERJET ПОСТАВЛЕН КРУПНЕЙШИМ АВИАКОМПАНИЯМ КНР

Три китайские авиакомпании, входящие в рейтинг топ-10 авиаперевозчиков в мире, — Air China, China Eastern и China Southern получили свои первые самолеты ARJ21 местного производства. До этого конкурент российского Superjet 100 приобретался исключительно небольшими перевозчиками. Теперь ARJ21, возможно, получит более широкую международную известность — у иностранных пассажиров вырастает шанс попасть на этот самолет. Посмотрите, как выглядят эти региональные джеты в цветах ключевых китайских перевозчиков.

BOEING 737MAX ПОДНИМАЛСЯ В НЕБО, А СТАРТОВЫЙ ЗАКАЗЧИК ХОЧЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ 100 САМОЛЕТОВ

Федеральная авиационная администрация (FAA) США и Boeing провели трехдневные летные испытания 737MAX в рамках программы ресертификации печально известной автоматической системы управления полетом, некорректная работа которой привела к катастрофам двух самолетов этого типа и запрету на эксплуатацию ВС по всему миру. FAA подчеркнула, что испытания не являются гарантией скорого возобновления эксплуатации 737MAX.

Но именно невозможность предсказать, когда эти самолеты вернутся в строй и смогут зарабатывать деньги своим владельцам, вынудила стартового заказчика — крупного европейского бюджетного авиаперевозчика Norwegian направить Boeing уведомление о намерении отменить заказы на 92 самолета 737MAX.

ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ НОВОСТИ ОТ АВИАКОМПАНИЙ

С началом июля авиакомпании в разных регионах мира постепенно, с разной интенсивностью, восстанавливают рейсы. В России после снятия карантинных ограничений в регионах, особенно курортных, активизировался воздушный транспорт. Так, в связи с увеличением количества рейсов питерский аэропорт Пулково вернулся к круглосуточному режиму работы. А чартерная Azur Air после долгой паузы возобновила пассажирские рейсы и впервые вышла на внутреннюю регулярку.

По данным Международной ассоциации аэропортов, пассажиропоток в российских аэропортах 1 июля был "всего" на 56% ниже, чем в тот же день годом ранее, и это, несомненно, намного лучше, чем итог мая, когда было зафиксировано 90%-ное падение.

В Европе крупнейший лоукостер Ryanair вернулся в небо и выполняет 1000 рейсов ежедневно. Получив одобрение на помощь в размере 9 млрд евро, немецкая Lufthansa возвращает в активную эксплуатацию еще 200 самолетов. В Египте национальный перевозчик Egypt Air вернулся к выполнению международных полетов. Британия отменила 14-дневный карантин для приезжающих из 53 стран, и хотя Россия, США, Бразилия, Индия и некоторые другие страны пока не вошли в этот список, это прекрасная новость для европейских и британских авиакомпаний.

НО НЕКОТОРЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕВЫНОСИМО

Из-за новых вспышек коронавируса Международная ассоциация воздушного транспорта IATA понизила ожидания по восстановлению рынка авиаперевозок. Скачки статистики заболеваемости COVID-19 уже негативно сказались на бронированиях во второй половине июня. Если тенденция не будет переломлена и ограничения на перемещения останутся в силе, по результатам года можно ожидать снижения операционных показателей не на 36, а на 53%. По данным IATA, только 20% стран приступили к снятию или смягчению ограничений, а 65% остаются полностью закрытыми для международных полетов.

Одним из сложных регионов и по эпидемиологической обстановке, и по отношению правительств к авиабизнесу остается Южная Америка. Уже третий ключевой латиноамериканский авиаперевозчик — на этот раз мексиканская Aeromexico — подал на защиту от банкротства. Финансовая поддержка, оказанная перевозчикам в странах Центральной и Южной Америки на середину июня, составила всего 300 млн долл., тогда как в Северной Америке авиакомпании получили 66 млрд долл., а в Европе — 30 млрд долл.

На Ближнем Востоке отсутствие государственной помощи вынудило национального израильского перевозчика El Al приостановить полеты; само его существование под вопросом. По состоянию на конец марта дефицит рабочего капитала авиакомпании составлял 1,8 млрд долл.

В Европе, несмотря на получение финансовой госпомощи в размере 7 млрд евро, французский национальный авиаперевозчик Air France официально подтвердил планы по сокращению 7,5 тыс. рабочих мест, включая 1 тыс. — в дочерней HOP! (для региональной авиакомпании это 42% от списочного состава).

Вслед за Грузией (неделей раньше) Россия решила не открывать как минимум до 1 августа международное воздушное сообщение. Ограничение распространяется не только на въезд в РФ иностранных граждан, но и на выезд россиян в другие страны. Для российских авиакомпаний продление запрета означает дальнейшее ухудшение их и без того тяжелейшего финансового положения.

СЛОЖНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ ОТРАЖАЮТСЯ НА ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

Вслед за клиентами — авиакомпаниями осложняются дела и у производителей. Адаптируясь к новой реальности постпандемического рынка с обрушившимся на 40% спросом на новую авиатехнику, Airbus объявил о сокращении 15 тыс. рабочих мест, что составляет 11% штатного расписания авиагиганта. А франко-итальянский производитель региональных турбовинтовых самолетов ATR сократит выпуск техники на 50% и уволит 200 из 1400 сотрудников.

ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГЕНДАРНОГО BOEING 747 ДВИЖЕТСЯ К ЗАКАТУ

Хотя Boeing отказывается подтверждать сообщения о том, что готовится свернуть производство знаменитого Boeing 747, продлившееся пятьдесят лет, появилась вполне достоверная информация, что ключевые подрядчики еще в прошлом году были проинформированы о планах компании прекратить поставки "джамбо-джета" в 2023 г.

Информагентство Bloomberg первым подметило, что в финансовых документах компании больше нет стандартной фразы, что Boeing продолжит "оценивать жизнеспособность" программы 747-8.

Портфель заказов постепенно сокращается — согласно последним официальным данным осталось построить и передать заказчикам 16 ВС, а это при текущем темпе производства в шесть самолетов ежегодно означает его завершение к 2023 г. Впрочем, по неофициальным оценкам количество еще не выполненных заказов равно 12.

Ключевые поставщики деталей и систем с длинным производственным циклом, такие, например, как General Electric, поставляющая для 747-8 двигатели GEnx-2B, были предупреждены в прошлом году, что закрытие линии сборки ожидается в течение четырех лет. А в ноябре 2019 г. стало известно, что Triumph Aerostructures планирует реализовать на аукционе оборудование и оснастку со своего завода, занимающегося производством панелей фюзеляжа для 747-8. Triumph (с учетом приобретенных ею Northrop Grumman и Vought) производила панели для 747 с момента появления программы в середине 1960-х гг.

У АВИАСТРОИТЕЛЕЙ ЕСТЬ И ПРИЯТНЫЕ НОВОСТИ

Средний вертолет нового поколения H160 производства Airbus Helicopters получил сертификат типа от Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA). Поставка вертолета первому заказчику — в США — ожидается в этом году, когда он будет сертифицирован FAA в этой стране.

Бразильский авиастроитель Embraer отметил поставку юбилейного, 1600-го ВС семейства реактивных самолетов E-Jet, начавших поступать в эксплуатацию в 2004 г. Самолеты семейства, иногда называемые кроссоверами из-за того, что они используются и на региональных маршрутах, и на магистральных, за это время суммарно аккумулировали порядка 30 млн летных часов.

Американский производитель самолетов корпоративного класса Gulfstream Aerospace объявил о продаже последнего бизнес-джета Gulfstream G550. Эту новость можно отнести к хорошим по двум причинам: программа получилась выдающейся (поставлено более 600 самолетов стоимостью 54,5 млн долл. каждый), сам ультрадальний самолет в свое время удостоился премии Collier Trophy, присуждаемой за "величайшие достижения в области аэронавтики в США". И у самолета есть достойная замена — G600.

КОРОНАВИРУС СТАЛ ПРИЧИНОЙ ОТМЕНЫ ОЧЕРЕДНОЙ АВИАВЫСТАВКИ

25 тыс. профессионалов деловой авиации со всего мира не смогут встретиться, а 100 самолетов не прилетят во Флориду в начале октября из-за отмены крупнейшей выставки деловой авиации — NBAA Business Aviation Convention & Exhibition 2020. Существующие во многих странах ограничения на поездки пока делают невозможным посещение крупных профессиональных мероприятий.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.