Главное за неделю: много зарубежных самолетов для авиакомпаний РФ и СНГ, евро-ковид-паспорт появится к лету

Silk Way West Boeing 777F
:: Boeing

Авиационная отрасль по-прежнему "истекает кровью" в результате удара, нанесенного пандемией COVID-19, и угроза для нормального функционирования отрасли все еще высока. Пассажиропоток российских авиакомпаний в этом году составит не более 80 млн чел., прогнозирует АЭВТ, это на 37,5% меньше, чем до кризиса.

Восстановление международного сообщения является ключом для финансового возрождения отрасли, и двигаясь в этом направлении, Европарламент проголосовал за введение на территории ЕС COVID-сертификатов. Семь из десяти позиций в рейтинге крупнейших в мире аэропортов по пассажиропотоку в "ковидном" году заняли аэропорты Китая. А всего за прошлый год аэропорты потеряли 112 млрд долл., эквивалент 64% общего дохода отрасли до кризиса.

Накануне лета авиакомпании РФ и СНГ ввели в строй или объявили о планах приобретения новых самолетов. Red Wings приступила к эксплуатации пяти воздушных судов трех типов для работы в нескольких нишах. "Уральские авиалинии" получили первый в этом году новый самолет A321neo. S7 ввела в эксплуатацию три A320neo. Первая частная узбекская Qanot Sharq получила первый A320. Азербайджанская Silk Way West увеличит флот за счет пяти новых грузовых Boeing 777F. Португалия вновь оказывает господдержку национальному перевозчику TAP Air Portugal в размере 462 млн евро. Чистый убыток Boeing в I квартале составил 561 млн долл.

"Байкал-инжиниринг" изготовила образец планера самолета для местных воздушных линий. 9-местный "Байкал" имеет амбиции стать заменой Ан-2 и поставляться на региональные авиапредприятия, начиная с создаваемой Дальневосточной авиакомпании.

Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

СДЕРЖАННЫЙ ПРОГНОЗ АЭВТ

Даже с учетом относительно стабилизирующейся ситуации с коронавирусом пассажиропоток российских авиакомпаний в этом году составит не более 80 млн чел., прогнозирует Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Это на 37,5% меньше, чем в докризисном 2019 г., но больше на 15%, чем в прошлом, "ковидном" году. Причем львиная доля от общего числа пассажиров (70 млн) будут обслужены на внутренних, малоприбыльных линиях. По оценке АЭВТ, операционный убыток российских пассажирских авиакомпаний в 2020 г. составил рекордные 200 млрд руб. Для поддержания отрасли ассоциация просит правительство выделить авиакомпаниям субсидии на 53 млрд руб.

Интересные данные по динамике и тенденциям пассажирских перевозок в кризисный и посткризисный период на российском рынке представил один из крупнейших поставщиков информационных технологий для предприятий авиационной отрасли в РФ.

ОТКРЫТЬ ГРАНИЦЫ

Восстановление международного сообщения является ключом для финансового возрождения авиационной и туристической отраслей во всем мире, а скоординированные усилия различных ведомств и правительств разных стран — основой для снятия карантинных ограничений и безопасного перезапуска тревел-индустрии. Двигаясь в этом направлении, Европарламент проголосовал за введение на территории ЕС COVID-сертификатов, владельцы которых будут освобождены от нахождения в карантине, самоизоляции и от прохождения тестов. Совместимая с аналогичными система за пределами Евросоюза может появиться к июню.

Отсутствие общей стратегии в отношении открытия границ критически влияет на темпы восстановления отрасли, а давление кризиса COVID-19 на доходы аэропортов будет болезненно ощущаться весь 2021 г., предупредил гендиректор мирового объединения аэропортов ACI и призвал национальные правительства оказать поддержку воздушным гаваням, которые понесли ущерб в размере 112 млрд долл. в прошлом году, что эквивалентно 64% общего дохода аэропортовой отрасли до кризиса.

Семь из десяти позиций в рейтинге крупнейших в мире аэропортов по пассажиропотоку в "ковидном" 2020 г. заняли аэропорты Китая. Первую строчку занял Гуанчжоу, сместив прежнего лидера — Атланту (США). Российских аэропортов в десятке нет.

АВИАКОМПАНИИ РФ И СНГ ПОПОЛНЯЮТ ФЛОТ

Накануне периода летних отпусков, который из-за отложенного спроса начался раньше обычного, авиакомпании РФ и СНГ ввели в строй или объявили о планах приобретения новых самолетов.

Red Wings приступила к эксплуатации пяти воздушных судов трех типов для работы в нескольких нишах. Принадлежащая ОАК авиакомпания впервые в своей истории приступила к перевозке пассажиров на широкофюзеляжных самолетах. Она ввела в эксплуатацию второй из трех 412-местных Boeing 777-200, которые планируется задействовать в туристических программах с партнерами.

Для осуществления региональных перевозок Red Wings ввела в эксплуатацию три очередных новых Superjet 100 и, получив субсидии, стала первой базовой авиакомпанией аэропорта Челябинск.

Кроме того, авиакомпания возобновила поставки самолетов Airbus; семейство A320 является основным коммерческим и самым массовым в ее флоте.

"Уральские авиалинии" получили первый в этом году новый самолет Airbus A321neo, он стал шестым ВС нового поколения в парке авиаперевозчика.

Привлекшая внимание молодежи презентация необычной ливреи одного из самолетов S7 Airlines, созданная при участии Музея стрит-арта, затмила более значимую новость: S7 возобновила поставки новых самолетов и в конце апреля ввела в эксплуатацию три Airbus A320neo.

В СНГ первая частная узбекская авиакомпания Qanot Sharq получила первый из двух законтрактованных A320 и объявила о планах до конца 2021 г. получить два широкофюзеляжных A330. Появление конкурента, похоже, ускорило процессы трансформации в Uzbekistan Airways. Национальный перевозчик разделится на полносервисную и лоукост-компанию, приобретет три А321neo LR и один Boeing 787.

Один из самых серьезных грузовых перевозчиков на постсоветском пространстве — азербайджанская Silk Way West приняла решение расширять флот за счет новых грузовых Boeing 777F. Заказ на пять самолетов этого типа — первый в Каспийском регионе и Центральной Азии.

ПОМОЩЬ ПОРТУГАЛЬЦАМ И СТАРТ НИГЕРИЙЦЕВ

Европейская комиссия разрешила правительству Португалии оказать государственную поддержку национальному перевозчику TAP Air Portugal в размере 462 млн евро на преодоление последствий пандемии COVID-19. TAP уже получала 1,2 млрд евро госпомощи в июне 2020 г.

Нигерийский стартап Green Africa Airways принял в лизинг первый из трех турбовинтовых ATR 72-600. Ранее африканский перевозчик объявлял о планах взять в лизинг три реактивных региональных самолета Airbus A220 у GTLK Europe, ирландского подразделения российской ГТЛК.

561 МЛН ДОЛЛАРОВ КВАРТАЛЬНОГО УБЫТКА BOEING

Boeing отчитался о финансовых результатах I квартала 2021 г.: расходы производителя снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года, но сократились и доходы (до 15,2 млрд долл. против 16,9 млрд долл. в I квартале 2020 г.). Чистый убыток составил 561 млн долл. против 641 млн долл. соответственно. Кризис продолжается, и пока американский самолетостроитель не берется давать официальный финансовый прогноз на текущий год.

ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ МАЛОЙ АВИАЦИИ

Центр компетенций по развитию малой авиации в РФ хотят создать на базе "Байкал-инжиниринг". Эта компания завершила изготовление образца планера легкого самолета для местных воздушных линий (ЛМС-901 "Байкал") в рамках госконтракта с Минпромторгом. Работы проводились на базе Московского авиационного института, возглавляемого Михаилом Погосяном. 9-местный "Байкал" имеет амбиции стать заменой биплана-ветерана Ан-2 и при поддержке субсидий массово поставляться на региональные авиапредприятия, начиная с создаваемой Дальневосточной авиакомпании.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.