Главное за неделю: оптимистичная динамика авиакомпаний РФ, Белоруссия ставит на Boeing 737MAX, взлетел очередной Ил-96, первая поставка "Ансата" в Туркменистан
Российские авиакомпании демонстрируют признаки оживления — в марте они перевезли всего на 27% меньше пассажиров, чем в предкризисном 2019 г. Неплохо по сравнению, скажем, с Латвией, где падение в первый месяц весны составило 94%. Важным инструментом для возобновления поездок за границу могли бы стать цифровые паспорта здоровья. Недавнее исследование показало, что такие документы готовы использовать 92% российских путешественников. Авиаперевозчикам в РФ до 2030 г. потребуется более 700 самолетов, средний возраст парка пассажирских ВС в стране составляет 16,8 года, а флот магистральных пассажирских самолетов на 82% состоит из ВС зарубежного производства. Такие данные привел глава Росавиации. В США зарегистрирован резкий скачок числа бронирований авиабилетов, чему способствовал прогресс в распространении вакцин. Согласно прогнозам, внутренние авиаперевозки в США могут вернуться к уровню 2019 г. уже в начале следующего года. "Белавиа" первой на постсоветском пространстве начала получать В-737MAX-8 после возобновления поставок опального джета. Эстонскому национальному авиаперевозчику вменяют миллионные долги предшественника, обанкротившегося 5 лет назад. Власти ЕС не одобрили слияние канадских авиакомпаний — из-за срыва сделки Air Transat на грани краха. В русле тенденций: в то время как румынский национальный авиаперевозчик ужимается, частный лоукостер страны наращивает флот. Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%. Состоялся первый полет очередного серийного некоммерческого самолета Ил-96-300. Поставлен первый легкий вертолет "Ансат" в Туркменистан. Строительство первого в Каспийском регионе центра ТОиР вертолетов "Миль" завершится к концу года. Сертификационные испытания МС-21-300 в условиях естественного обледенения прошли успешно.
Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").
РОБКАЯ ДИНАМИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Пассажиропоток российских авиакомпаний постепенно выбирается из "кризисной ямы" — в марте они перевезли "всего" на 27% пассажиров меньше, чем в предкризисном 2019 г. Перевозчики обслужили 6,46 млн пасс. в первый месяц весны на зависть Европе, где, например, латвийский рынок упал на 94%. Мы сравнили мартовский пассажиропоток пятерки крупнейших авиакомпаний страны с таким же месяцем доковидного 2019 г. и обнаружили, например, что услугами лоукостера "Победа" в прошлом месяце воспользовалось на 35% больше пассажиров. Узнать, осталась ли S7 Airlines лидером рынка, как сильно страдает полносервисный "Аэрофлот", можно здесь.
Спрос, теоретически, может восстанавливаться быстрее — пассажир готов путешествовать по воздуху, но этому препятствуют ограничения, вводимые правительствами разных стран. Важным инструментом для возобновления поездок за границу могли бы стать цифровые паспорта здоровья. Недавно проведенные исследования показали, что такие документы готовы использовать 92% российских путешественников. А более половины потенциальных российских пассажиров заявили, что будут планировать международные поездки в течение 1,5 месяца после снятия ограничений. Но мир хрупок — поговаривают о введении ограничений на полеты в Турцию уже со следующей недели из-за осложнившейся эпидемиологической ситуации в стране.
Если все вернется в норму, то российским авиакомпаниям до 2030 г. потребуется более 700 самолетов и 250 вертолетов, такие данные привел Александр Нерадько. Еще глава Росавиации рассказал, что средний возраст парка пассажирских самолетов в стране составляет 16,8 года (это выше среднемирового значения — 11,4 года). А флот магистральных пассажирских самолетов на 82% состоит из ВС зарубежного производства.
Чтобы поддерживать флот, постепенно возвращающийся в эксплуатацию, в летном состоянии, группа "Аэрофлота" ввела в эксплуатацию еще один ангарный комплекс для ТОиР самолетов и теперь сможет проводить сложные формы техобслуживания даже самых больших своих машин В-777 самостоятельно, в Шереметьево.
СПРОС РАСТЕТ (В США)
США, как и РФ имеющие внушительный внутренний рынок, отмечают значительно ускорившиеся темпы восстановления полетов на ВВЛ. Зарегистрированному резкому скачку числа бронирований в марте и начале апреля способствовал прогресс в распространении вакцин и отложенный спрос на турпоездки. Согласно прогнозам, внутренние авиаперевозки в США могут вернуться к уровню 2019 г. уже в начале следующего года.
Оптимистические прогнозы косвенно подтверждается последними данными от компаний, занятых в обслуживании авиатехники. В частности, увеличившиеся заказы на запчасти говорят о том, что перевозчики рассчитывают выставлять больше провозных мощностей, чем предполагалось ранее.
АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ ПОЛУЧАЮТ САМОЛЕТЫ, ДОЛГИ, ПРОБЛЕМЫ
Белорусский национальный перевозчик "Белавиа" сделал ставку на обновление парка современными самолетами западного производства и первым на постсоветском пространстве получил Boeing 737MAX-8 после снятия запретов на эксплуатацию типа. Но использовать MAX для полетов в РФ пока не сможет — Росавиация еще не приступила к ресертификации типа. Сейчас флот авиакомпании поровну разделен между самолетами производства Boeing и Embraer.
Суд постановил, что концерн Nordica является правопреемником разорившейся пять лет назад эстонской авиакомпании Estonian Air, что предполагает признание ее ответственности за выплату долгов бывшего национального перевозчика, в частности задолженностей по заработной плате сотрудников и государственных кредитов. В свое время Estonian прекратила свою деятельность, после того как Еврокомиссия (ЕК) обязала ее выплатить признанную неправомерной госпомощь.
В наши дни власти ЕС могут повлиять на судьбу канадской авиакомпании. ЕК не одобрила слияние канадских перевозчиков Air Canada и Air Transat. Из-за этого последняя ищет источники финансирования и может оказаться на грани разорения.
В русле общемировых тенденций ковидных времен румынские авиакомпании по-разному реагируют на кризис: в то время как национальный авиаперевозчик Tarom сокращает парк и штат сотрудников, частный лоукост-перевозчик Blue Air начинает принимать заказанные Boeing 737MAX и наращивать флот.
Вообще, кризис стал катализатором самых различных процессов. Так, впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50% и скоро их превысит. Мнение лизинговых компаний, ставших крупнейшими владельцами (13 тыс. ВС, которые эксплуатируются в 700 авиакомпаниях) и заказчиками (2,5 тыс. твердых заказов) воздушных судов, становится все более влиятельным как для авиакомпаний, так и для самолетостроителей.
Исключительно из-за пандемии COVID-19 сформировался новый сегмент авиарынка: перевозка груза в переоборудованных салонах пассажирских самолетов — прейтерах (passenger freighter). Поскольку масштабного восстановления рынка международных туристических перевозок на горизонте не наблюдается, многие авиакомпании переоборудовали свои ВС в специализированные прейтеры (убрали кресла из салона) и планируют их использовать для грузоперевозок еще на протяжении долгого времени. Поэтому в РФ прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов.
СКРОМНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО АВИАПРОМА
На этой неделе российская промышленность продолжила объявлять о локальных достижениях. Состоялся первый полет очередного серийного самолета Ил-96-300, построенного на Воронежском авиационном заводе. Мелкосерийное производство четырехдвигательных "Илов" (предназначенных для госзаказчиков) ведется для сохранения в стране компетенций по созданию широкофюзеляжных ВС. Некоммерческий проект обеспечивает основную загрузку завода — в нем занято около 70% работников ВАСО.
Вертолеты — один из немногих видов гражданской российской авиатехники, сохраняющий экспортный потенциал. Казанский вертолетный завод поставил первый легкий вертолет "Ансат" в Туркменистан.
Пройден очередной контрольный рубеж проекта российского двигателя для вертолета Ка-226Т. Теперь проект по газотурбинному турбовальному ВК-650В будет трансформирован в программу, в которую войдут проекты по организации серийного производства и послепродажного обслуживания.
Подписанное в 2016 г. "Вертолетами России" соглашение о сотрудничестве по ремонту российских вертолетов в Азербайджане начало приносить плоды. В Баку завершен капремонт еще одной винтокрылой машины российского производства. А строительство первого в Каспийском регионе полнофункционального центра ТОиР вертолетов "Миль" обещают завершить к концу года.
Корпорация "Иркут" завершила сертификационные испытания перспективного МС-21-300 в условиях естественного обледенения. Опытный самолет, оснащенный американскими двигателями PW1400G, подтвердил расчетные летно-технические характеристики даже при слое льда толщиной 8 см, что соответствует российским и европейским авиационным нормам.
Ссылки по теме
Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.
- 31.12.2022 КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ
- 07.04.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- 27.02.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- 20.02.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft