Главное за неделю: первые иномарки для "КрасАвиа", первый МС-21 с российскими двигателями, происшествие с 400-тонным самолетом

Самолет ATR 72 авиакомпании "КрасАвиа"
:: "КрасАвиа"

По оперативным данным, в прошедшем месяце усилилось падение пассажиропотока российских авиакомпаний и только одна из них смогла продемонстрировать рост в октябре. Впервые за последние десятилетия человек, имеющий опыт работы в гражданской авиации, возглавил российское Министерство транспорта. Авиакомпания "КрасАвиа" впервые получила самолеты иностранного производства. "Уральские авиалинии" взяли третий за осень A321, но 11 пассажирских самолетов переделали в "грузовики". Некогда крупный лоукостер Norwegian сократил парк с 140 до 6 воздушных судов. В пятницу, 13-го, тяжелый грузовой самолет Ан-124-100 авиакомпании "Волга-Днепр" совершил аварийную посадку с разрушенным двигателем, запасом топлива и 84-тонным грузом на борту. Наконец завершена постройка первого образца нового российского среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21, оснащенного двигателями ПД-14 российского производства. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ОКТЯБРЬСКИЕ ИТОГИ АВИАКОМПАНИЙ — НАПРЯЖЕНИЕ РАСТЕТ

Окончание активного периода отпусков и ухудшение ситуации, связанной с пандемией, оказали прямое негативное влияние на результаты авиаперевозок пассажиров в РФ в октябре. По оперативным данным, за прошедший месяц российские перевозчики обслужили 6,78 млн пасс., что на 39,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: в сентябре снижение пассажиропотока было на уровне 31,7%. Частная S7 Airlines седьмой месяц подряд продолжает оставаться на первом месте в рейтинге авиакомпаний страны, за ней следует "Аэрофлот" (с падением пассажиропотока на 65,8%). Лоукостер "Победа" остался единственным из крупных перевозчиков РФ, сумевших продемонстрировать рост. Кто замкнул первую пятерку и сколько всего авиапассажиров удалось обслужить с начала года, можно узнать здесь.

ПЕРВЫЕ ATR 72 ДЛЯ "КРАСАВИА", ОЧЕРЕДНОЙ AIRBUS ДЛЯ "УРАЛЬЦЕВ"

В текущей экстремальной для отрасли ситуации авиакомпании ищут разные способы выживания. Отсутствие отечественных альтернатив и безотлагательная необходимость модернизации стареющего и теряющего эффективность флота вынудили региональную "КрасАвиа" остановить выбор на турбовинтовых самолетах ATR 72-500 франко-итальянского производства. А отказ банков предоставить финансовые инструменты привел к тому, что первые два самолета приобретены в собственность при поддержке регионального бюджета Красноярского края. Они, кстати, станут первыми ATR 72 с российской регистрацией.

Тем временем "Уральские авиалинии" получили уже третий 220-местный Airbus A321 за последние полтора месяца. Таким образом, парк перевозчика, состоящий только из лайнеров европейского производства, вырос до 51 самолета. Что делать с таким количеством пассажирских самолетов в низкий, да еще и "ковидный" сезон? Екатеринбургская авиакомпания возобновляет программу по выполнению грузовых перевозок. До конца месяца на 11 пассажирских воздушных судах будут выполнены модификации, позволяющие осуществлять грузовые рейсы.

И, видимо, она права: по прогнозам одного из крупнейших российских транспортно-логистических провайдеров, из-за дефицита грузовых мощностей и фактора "конца года" тарифы на авиадоставку грузов из Китая в РФ могут вырасти до пиковых значений.

А новосибирская S7 Airlines в ожидании первых полностью грузовых самолетов исследует новые сегменты рынка для применения ВС из переразмеренного флота, превышающего 100 самолетов. Авиакомпания перекомпоновала два 144-местных Airbus A319 в 96-местные. Лайнеры, вмещающие теперь 24 чел. в бизнес-классе и 72 в экономическом, но с увеличенным шагом кресел, будут задействованы под запросы корпоративных клиентов и на регулярных рейсах с высоким спросом среди пассажиров, предпочитающих полеты в бизнес-классе.

АВИАКОМПАНИИ НЕСУТ МИЛЛИАРДНЫЕ УБЫТКИ, ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ ТЕХНИКИ

Первая половина фискального года обернулась самыми худшими финансовыми и операционными результатами за всю историю дубайской Emirates. Авиакомпания потеряла рекордные 3,4 млрд долл., но рассчитывает на восстановление рынка после появления вакцины от вируса COVID-19 и на дальнейшую поддержку правительства. Ее пассажиропоток за шесть месяцев года сократился на 95%, до 1,5 млн пасс. За период с апреля по сентябрь провозные мощности снизились на 91%. С начала пандемии авиакомпания сократила 24% персонала, а недавно Emirates предложила 1 тыс. пилотов уйти в неоплачиваемый отпуск на один год.

Сингапурская Singapore Airlines приступила к реализации плана реструктуризации с целью выхода из кризиса, обусловленного пандемией COVID-19, в результате которого в первом полугодии финансового года компания понесла убытки в размере 2,5 млрд долл. Перевозчик принял решение списать 26 самолетов: семь мегалайнеров А380, восемь Boeing 777, девять A320 и два A319. Из оставшегося парка для грузоперевозок используется 33 пассажирских самолета.

Thai Airways выставила на продажу в общей сложности 34 возрастных самолета, в результате национальный перевозчик Таиланда распрощается со всеми принадлежащими ей самолетами производства Boeing, за исключением одного В-777. Для выполнения небольшого количества имеющихся сейчас международных рейсов она использует современные, более экономичные ВС, такие как Airbus A350-900. На эти радикальные действия авиакомпанию вынудила кризисная ситуация — по ее данным, в III квартале убытки достигли 679,3 млн долл. Возможно, даже больше, поскольку независимый аудитор отказался подписываться под этим заявлением.

В Европе, некогда вызывавший зависть темпами развития и захватами новых рынков, лоукостер Norwegian Air Shuttle понес убытки в размере 109 млн долл. в III квартале. Норвежский бюджетный перевозчик эксплуатирующий парк из 140 самолетов, зимой планирует использовать только 6(!). Авиакомпания предупредила, что ей будет очень сложно выжить без дополнительной помощи правительства, однако 9 ноября было объявлено, что дальнейшая финансовая поддержка оказываться не будет.

Провозные мощности финского соседа — Finnair также радикально сократились в октябре, отражая влияние пандемии коронавируса на авиаперевозки: уменьшение предельного пассажирооборота достигло 88,5% по сравнению с уровнем того же месяца 2019 г. Пассажирооборот также рухнул — в целом на 95,6%. Самолеты заполняются на треть: коэффициент загрузки упал на 50,7%, до 31,6%.

В Португалии единственный оператор в мире, попробовавший использовать подержанные самолеты сверхбольшой вместимости Airbus А380, отказался от этого бизнеса. Авиакомпания Hi Fly, специализирующаяся на предоставлении услуги мокрого лизинга воздушных судов, объявила, что в конце этого года, после трех лет, прекращает эксплуатацию своего единственного самолета Airbus A380 из-за резкого снижения спроса на мегалайнеры. Перевозчик также пробовал конвертировать мегалайнер в первый в мире "грузовой" Airbus A380, используя значительную часть пассажирских салонов на обеих палубах для перевозки легких грузов.

НОВЫЙ МИНИСТР ТРАНСПОРТА РФ

Впервые за последние десятилетия человек, имеющий опыт работы в гражданской авиации, возглавил российский Минтранс. Указом Президента России Виталий Савельев назначен министром транспорта Российской Федерации. На этом посту он сменил Евгения Дитриха. Ранее, в течение 11 лет, Савельев занимал должность генерального директора ПАО "Аэрофлот".

АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА С 84 ТОННАМИ ГРУЗА НА БОРТУ

В пятницу, 13-го, тяжелый грузовой самолет российской авиакомпании "Волга-Днепр" совершил успешную аварийную посадку в новосибирском аэропорту Толмачево. Из-за разрушения двигателя вскоре после взлета командир воздушного судна принял решение о возвращении в аэропорт вылета; при приземлении обесточенный самолет Ан-124-100 с неработающим реверсом выкатился за пределы полосы. Никто из 14 членов экипажа не пострадал. Самолет выполнял чартерный рейс из Сеула (Южная Корея) в Вену (Австрия) с технический остановкой в Новосибирске, доставляя 84 т груза автозапчастей.

У БУДУЩЕГО ЕСТЬ КРЫЛЬЯ

Главным общественным событием недели, без сомнения, стал Международный авиационный форум "Крылья будущего 2020". Онлайн-формат позволил значительно расширить аудиторию мероприятия (за два дня в нем приняло участие почти 800 профессионалов воздушного транспорта, с рекордным количеством представителей авиакомпаний и аэропортов), а также собрать звездную команду спикеров из разных стран мира.

Форум "Крылья будущего" предоставил своим участникам довольно редкую по нынешним временам возможность приобщиться к обсуждению проблем и перспектив гражданской авиации, почувствовать, чем живет отрасль воздушного транспорта, пообщаться ― пусть дистанционно ― с ее лидерами, с коллегами и друзьями.

Мировой воздушный транспорт переживает небывалый кризис, беспрецедентный и как по своим причинам, которые лежат полностью вне экономики, так и по масштабам воздействия на отрасль. Никто не знает, какой сценарий дальнейшего развития отрасли реализуется в действительности. Но гражданская авиация не остается пассивным наблюдателем в этой ситуации, она ― активный и деятельный участник. Трансформация отрасли, мощнейшим драйвером для которой оказался кризис, должна послужить плацдармом и трамплином для перспективного развития. Обсуждая возможные варианты и формируя собственные планы, участники рынка авиаперевозок сами оказывают влияние на выбор того будущего, которое наступит. Именно в этом и состоит миссия международного форума "Крылья будущего", который в этом году проводился в 18-й раз.

Форум "Крылья будущего" был проведен ведущим организатором профессиональных мероприятий в транспортном секторе компанией ATO Events при поддержке и участии Генерального страхового партнера форума  — "Альфа Страхование" и партнеров форума — Lufthansa Technik, Embraer и White & Case. Генеральный партнер премии "Крылья будущего" — SITA.

ПЕРВЫЙ МС-21 С РОССИЙСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Корпорация "Иркут" завершила постройку модификации МС-21-310 нового российского среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21, оснащенного двигателями ПД-14 российского производства. Опытный самолет передан в летно-испытательное подразделение. Программа МС-21 идет с сильной задержкой. Ожидается, что первый полет с двигателями ПД-14 машина должна совершить до конца текущего года, а сертификация модификации МС-21-310 запланирована только на 2022 г. В настоящее время МС-21-300, оснащенный американскими двигателями PW1400G-JM, находится на этапе сертификационных испытаний.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.