Главное за неделю: "Победа" единственная в мире улучшает показатели, "Аэрофлот" только третий, S7 уходит в грузоперевозки, Boeing теряет заказы, SSJ-New разрабатывается

конвертированный грузовой самолет Boeing 737-800BCF
Спрос на грузоперевозки остается стабильно высоким на протяжении всего периода продолжающейся пандемии COVID-19 :: GECAS

Российский лоукостер "Победа", вероятно, стал единственным в мире из крупных авиаперевозчиков, добившихся превышения докризисных показателей; "Аэрофлот" опустился на третье место по количеству перевезенных пассажиров в РФ в июле; S7 приобретает грузовые самолеты; провозные емкости самолетов китайских авиакомпаний на внутреннем рынке уже практически достигли докризисного уровня; отрасль готовится к транспортировке вакцины от COVID-19; поставлена уже 1 тыс. вертолетов Robinson R66. Об этих и других новостях — в недельной подборке самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, которую для вас подготовило "Авиатранспортное обозрение" (ATO.ru).

ХОРОШИЙ ТЕМП ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК В ИЮЛЕ

Появившиеся в начале недели предварительные данные о результатах деятельности российских авиакомпаний в июле принесли умеренный оптимизм. После более чем 90%-ого падения, зарегистрированного в апреле и мае, выход на объем пассажирских перевозок в 47,2% от прошлогоднего можно считать достижением — с операционной точки зрения. При полном отсутствии международных регулярных полетов авиаперевозчики обслужили 6,72 млн пасс. во втором месяце лета.

Интересно и вполне показательно положение дел в пятерке крупнейших авиакомпаний РФ. Четвертый месяц подряд (но, видимо, в последний раз) первую строчку в рейтинге занимает S7 Airlines ("Сибирь"). Частная авиакомпания перевезла всего на 10,2% пассажиров меньше, чем в июле докризисного прошлого года. Но предсказуемо всех удивил лоукостер "Победа", ставший единственным из крупных российских, а возможно, и мировых, перевозчиков, продемонстрировавшим улучшение прошлогодних показателей. Услугами взлетевшего на второе место дискаунтера в июле воспользовалось +1,6% пасс. Опустившийся на непривычное третье место "Аэрофлот" — при закрытых международных полетах — восстанавливался очень медленно: пассажиропоток национального перевозчика на 72,0% меньше прошлогоднего. Авиакомпания "Россия" (так же как и "Победа", входит в группу "Аэрофлот") перевезла на 49,2% пассажиров меньше. Замыкают топ-5 "Уральские авиалинии", которые недосчитались 41,8% пассажиров.

В разгар отпускного сезона отложенный спрос и закрытые границы привели к взрывному росту потока в аэропортах Симферополь (+5,5% к прошлому году) и Сочи (+11,0%).

При отсутствии сюрпризов рост перевозок должен продолжиться в августе. Для этого есть все предпосылки: в понедельник, 10 августа, в курортные турецкие города Даламан, Бодрум и Анталью возобновили полеты 11 российских авиакомпаний. А в субботу "Аэрофлот" восстановил авиасообщение Москвы с Женевой (Швейцария). На первом этапе полеты осуществляются всего раз в неделю и доступны только для имеющих вид на жительство граждан; туристам на них не попасть.

КИТАЙ: ИЗБЫТОК МОЩНОСТЕЙ И ДЕМПИНГ

:: AIrbus

Складывается впечатление, что только две страны в мире восстанавливают ВВЛ столь высокими темпами. И на первом месте, конечно же, Китай. На этой неделе провозные емкости самолетов китайских авиакомпаний на внутреннем рынке уже практически достигли докризисного уровня — 17,5 млрд пкм, т. е. 98% от уровня 2019 г. В попытке стимулировать внутренний туризм и деловые поездки перевозчики вывели на рынок явно избыточные провозные мощности. Нерентабельность такого подхода очевидна из низкого коэффициента загрузки и агрессивных маркетинговых шагов в виде скидок и абонементов на полеты. Авиакомпании по-прежнему рассчитывают, что правительство когда-нибудь компенсирует затраты отрасли.

ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ГРУЗОВОГО БИЗНЕСА

Спрос на грузоперевозки остается стабильно высоким на протяжении всего периода продолжающейся пандемии COVID-19. Помимо специализированных грузовых перевозчиков на рынок выходят сотни новичков — пассажирских авиакомпаний, пытающихся компенсировать обвал спроса на их традиционные услуги и заполнить нишу, образовавшуюся от сокращения провозных мощностей в багажных отсеках пассажирских широкофюзеляжных авиалайнеров.

Мы уже рассказывали, как Korean Air удивительным образом не вписалась в общий для отрасли негативный тренд: II квартал оказался прибыльным для южнокорейского перевозчика исключительно за счет деятельности грузового подразделения. На этой неделе еще больше позитивных "грузовых" новостей.

В то время как пассажирские перевозчики теряют миллиарды, "чисто грузовая" авиакомпания Atlas Air уверена, что к концу года удвоит прибыль, ожидая EBITDA на уровне 750 млн долл. Доходная ставка ее грузовых чартеров в II квартале была на 22% выше, чем в прошлом году. "Сейчас хорошее время для грузового бизнеса", — уверено руководство американской компании.

Видимо именно так рассудили и в российской S7 Airlines, которая впервые в своей истории приступает к формированию собственного грузового флота. Авиакомпания объявила о приобретении в лизинг двух грузовых узкофюзеляжных самолетов Boeing 737-800BCF. Поставка первого запланирована уже на ноябрь, второе ВС должно поступить в январе 2021-го. Крупнейший российский частный пассажирский перевозчик, очевидно, рассчитывает на длительное сохранение повышенного спроса на перевозку грузов в связи с сокращением провозных мощностей в багажных отсеках пассажирских ВС, возросшими объемами электронной коммерции, а также подготовкой отрасли к транспортировке вакцины от COVID-19.

По мнению аналитиков, полностью вернуть доверие пассажиров и нормализовать функционирование воздушного транспорта удастся не раньше, чем станет доступна массовая вакцинация от COVID-19. Доставка вакцины по всему миру в короткие сроки станет одной из сложнейших логистических задач в новейшей истории. Ни одна компания в одиночку не сможет обеспечить все звенья цепи поставки.

Поэтому организации, объединяющие заказчиков фармацевтических грузоперевозок, перевозчиков, аэропортовых операторов и других участников рынка, уже создают рабочую группу для разработки руководств по оптимизации системы транспортировки вакцины от смертельного вируса.

ПРОИЗВОДСТВО СТРАДАЕТ

Тем временем пандемия COVID-19 продолжает поражать ресурсы промышленных и сервисных компаний. Деятельность подразделения коммерческой авиации корпорации Boeing сократилось до минимума в июле: компания отчиталась о поставке заказчикам всего четырех воздушных судов. В июле крупнейший в мире производитель самолетов не только не смог получить новые заказы, но и потерял 43 уже существующих. Именно от такого количества В-737MAX отказались клиенты, в основном лизинговые компании. А всего с начала года Boeing потерял 366 заказов.

Обвал спроса на пассажирские авиаперевозки повлек сокращение продаж как самолетов, так и агрегатов и систем к ним, включая двигатели, а также сокращение заказов на их сервисное обслуживание.

Доходы американской двигателестроительной GE Aviation в II квартале сократились на 44%. Компания продала 178 двигателей LEAP (устанавливаются на самые востребованные самолеты Arbus A320neo и Boeing 737MAX), на 259 меньше, чем годом ранее. Сервисный бизнес, в нормальных условиях приносивший ей до 40% дохода, сократился на 68% вследствие отказов от планового и срочного техобслуживания. А лизинговое подразделение компании — GECAS получило запросы на отсрочку лизинговых платежей от 80% клиентов (всего их у компании 225).

Кризис ударил и по одному из крупнейших провайдеров услуг техобслуживания и ремонта — Air France Industries KLM Engineering & Maintenance. В II квартале франко-нидерландская компания понесла убытки в размере 318 млн евро, ее доходы сократились на 55% по сравнению с прошлым годом и составили 501 млн евро.

НОВЫЕ САМОЛЕТЫ

И тем не менее промышленность продолжает работать над проектами новых и модернизированных самолетов.

Второй образец перспективного двухдвигательного турбовинтового самолета Cessna 408 SkyCourier совершил первый полет и присоединился к испытательной программе 10 августа. Второй летный образец полностью соответствует серийной комплектации самолета в грузовой версии. Стартовым клиентом на этот вариант является американский экспресс-перевозчик грузов и почты FedEx, разместивший заказ на 50 машин с опционом еще на 50. SkyCourier — самый большой в линейке турбопропов Cessna — будет предлагаться в грузовой, пассажирской и версии "комби".

 

А в России на этой неделе госкорпорация "Ростех" напомнила о существовании программы создания варианта регионального реактивного самолета Superjet 100 с увеличенной долей российских комплектующих, известного как SSJ-New.

Предприятия холдинга "Технодинамика", входящего в госкорпорацию, и компания "Иркут", поглотившая ГСС и таким образом ставшая производителем Superjet и тоже входящая в госкорпорацию, заключили соглашения на разработку, изготовление, испытания и техническое сопровождение ряда систем для SSJ-New. В результате самолет получит новое шасси, кислородные системы, а также систему контроля вибрации двигателя. В настоящее время ведется разработка технических проектов.

Программа создания самолета SSJ-New, где основные импортные подсистемы — авионика, гидравлика, топливная система, система кондиционирования, остекление, кресла, шасси и, возможно, силовая установка — должны быть заменены на российские аналоги, была формально запущена Минпромторгом летом 2019 г. Реализация этой программы намечена на 2023–2024 гг. Производитель до сих пор официально не раскрывал характеристик SSJ-New и не имеет на него заказчиков.

ROBINSON R66: ТЫСЯЧА ПРОДАННЫХ ВЕРТОЛЕТОВ ЗА 10 ЛЕТ

Большой и заслуженный успех недавно отпраздновала американская вертолетостроительная компания Robinson — поставку легкого пятиместного газотурбинного вертолета R66 с серийным номером 1000. Первый R66 был передан заказчику в ноябре 2010 г. Совокупный налет эксплуатируемого парка этого типа превысил 1,2 млн ч. До сих пор не получено ни одного сообщения об отказе газотурбинного двигателя Rolls-Royce RR300 в полете.

R66 Turbine :: Robinson

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.