Авиасалон в Дубае — 2015: отсутствие крупных заказов не означает спада на рынке

Авиасалон в Дубае 2015: отсутствие крупных заказов не означает спада на рынке
Dubai Airshow 2015 :: Katsuhiko Tokunaga / DACT

Только что завершившийся авиасалон Dubai Airshow 2015 (Объединенные Арабские Эмираты) не ознаменовался крупными контрактами по покупке гражданских воздушных судов. Общее число заказанных коммерческих самолетов оказалось значительно ниже по сравнению с предыдущей выставкой, состоявшейся в 2013 г. Впрочем, такое развитие событий было вполне ожидаемо: о том, что крупных сделок в этом году вряд ли стоит ждать, перед началом авиашоу заявляли крупнейшие авиастроители Boeing и Airbus.

В рамках анонсированных на авиасалоне в Дубае контрактов стоит отметить заказы вьетнамской низкотарифной авиакомпании VietJetAir и второй по величине авиакомпании Индии Jet Airways, базирующейся в Мумбае (24% этого оператора принадлежит Ethihad Airways из Абу-Даби). Первая из них оформила твердый заказ на девять узкофюзеляжных самолетов Airbus A321 и 21 ремоторизованный A321neo, реализовав уже имевшийся у нее опцион. Что касается Jet Airways, то она призналась, что в прошлом году заказала 25 узкофюзеляжных самолетов Boeing 737MAX-8, конвертировав более ранний контракт на Boeing 737NG (изначально имя заказчика не раскрывалось). Кроме того, индийский оператор договорился о возможности приобретения еще 50 Boeing 737MAX. В то же время группа IAG перевела опцион на четыре широкофюзеляжных Airbus A330 и 15 A320neo в твердый контракт.

Отсутствие многомиллиардных заказов в данном случае означает лишь, что рынок гражданской авиации в регионе — по-прежнему мощный — стал зрелым и почти полностью сформировался. Для сравнения: на московском авиасалоне МАКС, который, по словам замглавы Минпромторга РФ Андрея Богинского, в этом году сделал больший упор на гражданскую тематику, было анонсировано много контрактов, однако это не свидетельствует о том, что рынок нашего региона находится в хорошем состоянии.

Согласно прогнозу Airbus, представленному на авиасалоне в Дубае, в ближайшие 20 лет ближневосточным авиакомпаниям потребуется 2460 новых самолетов общей стоимостью около 590 млрд долл. Прогноз Boeing на этот период еще более оптимистичный: американская корпорация предполагает, что местные операторы приобретут за это же время 3180 ВС; общая стоимость контрактов оценивается в 730 млрд долл. В свою очередь бразильский авиастроитель Embraer посчитал, что в ближайшие 20 лет Ближнему Востоку потребуется 220 региональных турбореактивных машин (3,5% общемирового парка) на сумму 10 млрд долл.

Генеральный директор Airbus Фабрис Брежье в ходе выставки заявил, что его компании предстоит выполнить еще очень много заказов, полученных ранее от ближневосточных игроков. По его словам, перевозчики из этого региона в рамках Dubai Airshow 2013 заказали 160 новых самолетов. Не стоило ждать, что столько же ВС будет заказано в этом году, передает его слова Aviation International News. Кроме того, Брежье опроверг информацию о том, что регион страдает от избыточных провозных емкостей, подчеркнув, что авиакомпании с Ближнего Востока не отказываются от поставок новых самолетов и не переносят их. На число заказов не влияют ни цена на топливо, ни ситуация с глобальной экономикой, добавил топ-менеджер, уточнив, что на текущий год у Airbus есть контракты почти на 900 новых ВС. Как сообщает британская телерадиовещательная корпорация BBC, президент Boeing Commercial Airplanes Рэй Коннер также отметил, что из-за большой очереди авиакомпаниям придется ждать получения ВС очень долго, поэтому в условиях непредсказуемой экономической и геополитической ситуации снижение числа контрактов было неизбежным.

Говоря о выставке в Дубае, Брежье охарактеризовал ее именно как региональную в противовес двум более крупным авиасалонам в Фарнборо (Великобритания) и Париже, которые более ориентированы на глобальный авиационный рынок. По мнению топ-менеджера, снижение активности на рынке Ближнего Востока не свидетельствует о спаде спроса на коммерческие самолеты во всем мире.

Впрочем, Dubai Airshow отметился рядом событий на рынке технического обслуживания и ремонта. Одним из самых крупных среди них стало создание СП между General Electric и Mubadala из Абу-Даби, которые договорились об открытии сервисного центра для турбовентиляторных двигателей GEnx (Boeing 747-8/787) в аэрокосмическом парке Nibras (эмират Аль-Айн). Появление еще одного сервисного центра анонсировала Saudia Aerospace Engineering Industries (SAEI). В компании сообщают, что это будет крупнейший на Ближнем Востоке центр по техобслуживанию гражданских и военных авиационных служб. Он расположится на севере от международного аэропорта им. короля Абдул-Азиза в Джидде (Саудовская Аравия).

Что касается деловой авиации, то на статической стоянке можно было увидеть около 50 бизнес-джетов. Здесь были представлены в том числе машины таких производителей, как Gulfstream и Textron. Однако очевидно, что для этого сегмента более важным событием станет выставка-конференция Национальной ассоциации бизнес-авиации США (NBAA), работа которой начнется в США на следующей неделе. Так что производители деловых самолетов не видели особой нужды выкладываться в Дубае по полной программе.

Как всегда прекрасно организованное мероприятие привлекло более 1100 экспонентов из 60 стран мира, в том числе из России, которые разместились на площади 645 тыс. кв. м. Для сравнения: в прошлый раз их также было не меньше тысячи. Салон посетили 65 тыс. специалистов (авиашоу закрыто для зрителей) против 60,5 тыс. специалистов в 2013 г.

В этом году посетители авиасалона могли увидеть более 160 летательных аппаратов (в 2013 г. — около 150); среди них был российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) в ливрее Interjet. На статической стоянке демонстрировались сразу три крупнейших в мире пассажирских лайнера А380, принадлежащих лидирующим ближневосточным авиакомпаниям Qatar Airways, Emirates и Etihad. На авиашоу также прилетел Bombardier CS100 в ливрее Swiss (именно этот перевозчик первым получит новый канадский узкофюзеляжный самолет). Впервые целый сектор на выставке был посвящен 3D-печати в авиационной индустрии.

На прошлом авиашоу в Дубае именно местные Qatar Airways, Emirates и Etihad заказали больше всего широкофюзеляжных самолетов Boeing 777 и А380. Стоит отметить, что Airbus достаточно давно не получал новых клиентов на двухпалубные лайнеры и, вопреки ожиданиям, не анонсировал начало работы над ремоторизованной версией этих ВС. В компании ATO.ru сообщили, что А380neo появится на рынке только при наличии достаточного количества клиентов, желающих приобрести данную машину.

В отсутствие большого числа коммерческих заказов наблюдалось некоторое смещение в сторону оборонного сектора. Отметим, что это происходит на фоне напряженной геополитической обстановки. Ранее же заказы, приходившиеся на гражданский сегмент, обычно затмевали контракты на военную авиатехнику.

Отсутствие заявлений о больших сделках по покупке коммерческих ВС западного производства впервые за многие годы проведения Dubai Airshow привлекло повышенное внимание к продукции и услугам российского авиапрома. Это в том числе стало следствием усиления связей нашей страны с Востоком. В частности, отечественная оборонная промышленность, как и сектор гражданской авиации, могут выиграть от снятия санкций с Ирана, у которого есть мощный потенциал для приобретения авиатехники из РФ.

Фотогалерею с одного из крупнейших авиасалонов мира можно посмотреть здесь.

Ведущий блога — корреспондент журнала "Авиатранспортное обозрение" Татьяна Володина

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024-05-08 20:41
2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.