Авиасалон в Дубае — 2015: отсутствие крупных заказов не означает спада на рынке
Только что завершившийся авиасалон Dubai Airshow 2015 (Объединенные Арабские Эмираты) не ознаменовался крупными контрактами по покупке гражданских воздушных судов. Общее число заказанных коммерческих самолетов оказалось значительно ниже по сравнению с предыдущей выставкой, состоявшейся в 2013 г. Впрочем, такое развитие событий было вполне ожидаемо: о том, что крупных сделок в этом году вряд ли стоит ждать, перед началом авиашоу заявляли крупнейшие авиастроители Boeing и Airbus.
В рамках анонсированных на авиасалоне в Дубае контрактов стоит отметить заказы вьетнамской низкотарифной авиакомпании VietJetAir и второй по величине авиакомпании Индии Jet Airways, базирующейся в Мумбае (24% этого оператора принадлежит Ethihad Airways из Абу-Даби). Первая из них оформила твердый заказ на девять узкофюзеляжных самолетов Airbus A321 и 21 ремоторизованный A321neo, реализовав уже имевшийся у нее опцион. Что касается Jet Airways, то она призналась, что в прошлом году заказала 25 узкофюзеляжных самолетов Boeing 737MAX-8, конвертировав более ранний контракт на Boeing 737NG (изначально имя заказчика не раскрывалось). Кроме того, индийский оператор договорился о возможности приобретения еще 50 Boeing 737MAX. В то же время группа IAG перевела опцион на четыре широкофюзеляжных Airbus A330 и 15 A320neo в твердый контракт.
Отсутствие многомиллиардных заказов в данном случае означает лишь, что рынок гражданской авиации в регионе — по-прежнему мощный — стал зрелым и почти полностью сформировался. Для сравнения: на московском авиасалоне МАКС, который, по словам замглавы Минпромторга РФ Андрея Богинского, в этом году сделал больший упор на гражданскую тематику, было анонсировано много контрактов, однако это не свидетельствует о том, что рынок нашего региона находится в хорошем состоянии.
Согласно прогнозу Airbus, представленному на авиасалоне в Дубае, в ближайшие 20 лет ближневосточным авиакомпаниям потребуется 2460 новых самолетов общей стоимостью около 590 млрд долл. Прогноз Boeing на этот период еще более оптимистичный: американская корпорация предполагает, что местные операторы приобретут за это же время 3180 ВС; общая стоимость контрактов оценивается в 730 млрд долл. В свою очередь бразильский авиастроитель Embraer посчитал, что в ближайшие 20 лет Ближнему Востоку потребуется 220 региональных турбореактивных машин (3,5% общемирового парка) на сумму 10 млрд долл.
Генеральный директор Airbus Фабрис Брежье в ходе выставки заявил, что его компании предстоит выполнить еще очень много заказов, полученных ранее от ближневосточных игроков. По его словам, перевозчики из этого региона в рамках Dubai Airshow 2013 заказали 160 новых самолетов. Не стоило ждать, что столько же ВС будет заказано в этом году, передает его слова Aviation International News. Кроме того, Брежье опроверг информацию о том, что регион страдает от избыточных провозных емкостей, подчеркнув, что авиакомпании с Ближнего Востока не отказываются от поставок новых самолетов и не переносят их. На число заказов не влияют ни цена на топливо, ни ситуация с глобальной экономикой, добавил топ-менеджер, уточнив, что на текущий год у Airbus есть контракты почти на 900 новых ВС. Как сообщает британская телерадиовещательная корпорация BBC, президент Boeing Commercial Airplanes Рэй Коннер также отметил, что из-за большой очереди авиакомпаниям придется ждать получения ВС очень долго, поэтому в условиях непредсказуемой экономической и геополитической ситуации снижение числа контрактов было неизбежным.
Говоря о выставке в Дубае, Брежье охарактеризовал ее именно как региональную в противовес двум более крупным авиасалонам в Фарнборо (Великобритания) и Париже, которые более ориентированы на глобальный авиационный рынок. По мнению топ-менеджера, снижение активности на рынке Ближнего Востока не свидетельствует о спаде спроса на коммерческие самолеты во всем мире.
Впрочем, Dubai Airshow отметился рядом событий на рынке технического обслуживания и ремонта. Одним из самых крупных среди них стало создание СП между General Electric и Mubadala из Абу-Даби, которые договорились об открытии сервисного центра для турбовентиляторных двигателей GEnx (Boeing 747-8/787) в аэрокосмическом парке Nibras (эмират Аль-Айн). Появление еще одного сервисного центра анонсировала Saudia Aerospace Engineering Industries (SAEI). В компании сообщают, что это будет крупнейший на Ближнем Востоке центр по техобслуживанию гражданских и военных авиационных служб. Он расположится на севере от международного аэропорта им. короля Абдул-Азиза в Джидде (Саудовская Аравия).
Что касается деловой авиации, то на статической стоянке можно было увидеть около 50 бизнес-джетов. Здесь были представлены в том числе машины таких производителей, как Gulfstream и Textron. Однако очевидно, что для этого сегмента более важным событием станет выставка-конференция Национальной ассоциации бизнес-авиации США (NBAA), работа которой начнется в США на следующей неделе. Так что производители деловых самолетов не видели особой нужды выкладываться в Дубае по полной программе.
Как всегда прекрасно организованное мероприятие привлекло более 1100 экспонентов из 60 стран мира, в том числе из России, которые разместились на площади 645 тыс. кв. м. Для сравнения: в прошлый раз их также было не меньше тысячи. Салон посетили 65 тыс. специалистов (авиашоу закрыто для зрителей) против 60,5 тыс. специалистов в 2013 г.
В этом году посетители авиасалона могли увидеть более 160 летательных аппаратов (в 2013 г. — около 150); среди них был российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) в ливрее Interjet. На статической стоянке демонстрировались сразу три крупнейших в мире пассажирских лайнера А380, принадлежащих лидирующим ближневосточным авиакомпаниям Qatar Airways, Emirates и Etihad. На авиашоу также прилетел Bombardier CS100 в ливрее Swiss (именно этот перевозчик первым получит новый канадский узкофюзеляжный самолет). Впервые целый сектор на выставке был посвящен 3D-печати в авиационной индустрии.
На прошлом авиашоу в Дубае именно местные Qatar Airways, Emirates и Etihad заказали больше всего широкофюзеляжных самолетов Boeing 777 и А380. Стоит отметить, что Airbus достаточно давно не получал новых клиентов на двухпалубные лайнеры и, вопреки ожиданиям, не анонсировал начало работы над ремоторизованной версией этих ВС. В компании ATO.ru сообщили, что А380neo появится на рынке только при наличии достаточного количества клиентов, желающих приобрести данную машину.
В отсутствие большого числа коммерческих заказов наблюдалось некоторое смещение в сторону оборонного сектора. Отметим, что это происходит на фоне напряженной геополитической обстановки. Ранее же заказы, приходившиеся на гражданский сегмент, обычно затмевали контракты на военную авиатехнику.
Отсутствие заявлений о больших сделках по покупке коммерческих ВС западного производства впервые за многие годы проведения Dubai Airshow привлекло повышенное внимание к продукции и услугам российского авиапрома. Это в том числе стало следствием усиления связей нашей страны с Востоком. В частности, отечественная оборонная промышленность, как и сектор гражданской авиации, могут выиграть от снятия санкций с Ирана, у которого есть мощный потенциал для приобретения авиатехники из РФ.
Фотогалерею с одного из крупнейших авиасалонов мира можно посмотреть здесь.
Ссылки по теме
Ведущий блога — корреспондент журнала "Авиатранспортное обозрение" Татьяна Володина
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft