50 лет Airbus — опыт для российского авиапрома
28 мая 1969 г. министр транспорта Франции Жан Шаман и министр экономики Германии Карл Шиллер подписали меморандум о запуске совместной программы по созданию первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного самолета А300. В этот день компания Airbus отмечает свой 50-летний юбилей, хотя изначально не было ни компании, ни консорциума Airbus Industrie, ни самолета. А в 2018 г. тогдашний бывший глава Airbus Том Эндерс перед уходом в отставку сказал: "В нынешней политической и экономической ситуации создать Airbus было бы невозможно".
История Airbus интересна и сама по себе, но мы можем взглянуть на нее с точки зрения перспектив развития российского самолетостроения.
Союз от безысходности
Во второй половине 1960-х гг. казалось, что европейские самолетостроители безнадежно проиграли конкуренцию американским Boeing, McDonnell-Douglas и Lockheed. Исследование рыночной ситуации в 1965 г. (так называемый Plowden Report) подтвердило, что затраты на производство самолета в Европе на 20% выше, чем в США, поэтому единственной возможностью остается совместный проект. В июле 1967 г. правительства Франции, Германии и Великобритании согласились на совместное финансирование, высказывая, впрочем, большие сомнения в успехе. В апреле 1967 г. Великобритания вышла из проекта, а в 1968 г. стало ясно, что для проекта A300 нет двигателя — цена, которую Rolls-Royce выставил на предполагаемый двигатель RB207, была неприемлемо высока по сравнению с ценой RB211 для конкурирующего проекта Lockheed L1011.
Так что история Airbus могла закончиться, даже не начавшись. Осенью 1968 г. лидеры проекта решили пересмотреть конструкцию самолета и снизить вместимость в типовой компоновке с 300 до 250 пасс. — так появился A300B, для которого годились и британский двигатель RB211, и американский CF6 производства General Electric. В конце мая 1969 г. программа была официально запущена, а 18 декабря 1970 г. был создан консорциум Airbus Industrie. Помимо банального вывода, что новые проекты продвигаются с большим трудом, следует отметить, что без государственной поддержки Airbus не состоялся бы вообще, но в то же время участие правительств зачастую вызывало политические трудности и вело к излишней бюрократизации. Например, вплоть до 2007 г. Airbus управлялся двумя содиректорами — французским и немецким, — чтобы в равной мере учитывать интересы сторон. При этом, очевидно, политические интересы государства далеко не всегда совпадают с экономическими интересами компании. Так что российские самолетостроители не одиноки в этой проблеме.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent