"Аэрофлот" и "Росатом" создают структуру для разработки и производства комплектующих для иностранных самолетов
Практика применения альтернативных запчастей (PMA) в гражданской авиации получает все большее распространение во всем мире. В России, в условиях жестких санкций, безопасное использование деталей и компонентов, созданных вне рамок сертифицированного производителя оригинального оборудования, приобретает особое значение.
Ответственные и непростые задачи создания и прохождения процедуры одобрения авиационными властями неоригинальных запчастей взяли на себя "Аэрофлот" и "Росатом".
В сентябре этого года во Владивостоке произошло важное для авиационной отрасли страны событие: в рамках проходившего во Владивостоке Восточного экономического форума руководители ПАО "Аэрофлот" и Госкорпорации "Росатом" подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в сфере разработки, испытаний, производства и технического обслуживания изделий авиационной техники.
Ставшее уже привычным для мероприятий такого высокого уровня протокольное подписание соглашения на самом деле является одним из практических шагов к решению проблемы поддержания летной годности воздушных судов иностранного производства в нынешних условиях.
Компании намерены создать цельную авиационно-производственную структуру, способную обеспечить полный цикл разработки и производства российских аналогов расходников и комплектующих для иностранных самолетов. Партнеры уверены, что объединение имеющихся у них научно-исследовательских, инженерно-конструкторских, производственных ресурсов и компетенций позволит создать такую структуру на государственном уровне. На базе научно-производственного дивизиона "Росатома" компании намерены освоить сертифицированное производство и наладить техническое обслуживание авиационных комплектующих и компонентов для эксплуатируемых в России самолетов иностранного производства.
Соглашение о стратегическом партнерстве стало логическим развитием уже начавшейся совместной работы, которая дала первые плоды.
В начале июня завершился процесс одобрения Росавиацией использования на самолетах иностранного производства воздушных фильтров, созданных специалистами "Аэрофлота" и научного дивизиона Госкорпорации "Росатом". Эти воздушные фильтры предназначены для систем подачи и рециркуляции воздуха в салонах самолетов семейства Airbus А320.
При создании фильтров специалисты департамента разработки конструкторских решений "Аэрофлота", действуя в рамках имеющегося у авиакомпании сертификата разработчика авиационной техники ФАП-21J, оказали необходимую инженерную и консультационную поддержку профильным специалистам "Росатома". Производство фильтров освоено управляющей компанией "Наука и инновации" госкорпорации при активном взаимодействии с Физико-энергетическим институтом имени А. И. Лейпунского.
Многоэтапные испытания показали, что созданные в рамках этого совместного проекта воздушные фильтры соответствуют требуемым техническим характеристикам и имеют расчетный ресурс, превышающий показатели аналогичных компонентов западного производства на 20–25%.
Фильтры уже прошли весь перечень необходимых квалификационных и сертификационных процедур. В настоящее время совместно с Росавиацией уточняется порядок оформления требуемой документации для их использования на самолетах.
В процессе реализации данного проекта "Аэрофлотом" была решена важная задача по отработке порядка действий по одобрению российскими авиационными властями компонентов отечественного производства третьего класса категории В (IIIВ — компоненты, не оказывающие влияния на безопасность полетов) для установки на иностранные воздушные суда.
По сути, "Аэрофлоту" и "Росатому" пришлось пройти путь не только создания, но и одобрения авиационными властями России неоригинальных авиационных запасных частей, допущенных к установке на самолеты по аналогии с процедурами PMA (Parts Manufacturer Approval). Практика применения частей PMA получает все большее распространение во всем мире. В настоящее время это огромный рынок, размер которого в денежном выражении, по оценке компании ReportLinker в ее исследовании Global Commercial Aircraft PMA Industry, в прошлом году превысил 10 млрд долл. Крупнейшим является рынок США; среди других стран, где активно используются альтернативные запчасти и компоненты, — Китай, Япония, Канада и Германия.
Процедуры одобрения к безопасному использованию в гражданской авиации деталей и компонентов, созданных вне рамок сертифицированного производителя оригинального оборудования (Original Equipment Manufacturer; OEM), изначально были разработаны Федеральной авиационной администрацией США (FAA). Затем аналогичное регулирование было внедрено в Евросоюзе, в Австралии, Китае и ряде других стран.
Использование PMA допускается при наличии одобряющего пакета документов со стороны авиационных властей и только в конструкциях и компонентах, не влияющих на летную годность воздушного судна.
:: "Аэрофлот Техникс"
Внедрение идентичных PMA процедур одобрения использования неоригинальных частей в отечественной гражданской авиации позволит повысить ее импортонезависимость, сохраняя при этом высокий уровень безопасности полетов. И здесь непростую роль первопроходцев взяли на себя "Аэрофлот" и "Росатом".
Соглашение о стратегическом партнерстве между компаниями направлено на организацию производства комплектующих и компонентов для технического обслуживания и ремонта самолетов иностранного производства, с получением одобрения авиационных властей.
"Сотрудничество "Аэрофлота" и "Росатома" станет весомым вкладом в систематизацию работы по комплексной инженерно-технической поддержке летной годности ВС иностранного производства, эксплуатируемых Группой "Аэрофлот" и другими российскими авиаперевозчиками, — уверен генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский. — Это позволит успешно выполнять задачи по обеспечению бесперебойности и безопасности воздушных перевозок в России".
В свою очередь генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев отметил: "У научного дивизиона Росатома уже есть положительный опыт сотрудничества с "Аэрофлотом". В этом году мы реализовали ряд совместных проектов по импортозамещению различных компонентов для систем самолетов иностранного производства. Конструкторскую поддержку оказали инженеры "Аэрофлота", а специалисты институтов обеспечили производство. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и дальше по восходящей траектории. Ведь у нас одна общая цель — обеспечить ведущие отрасли экономики страны современной, конкурентоспособной, качественной продукцией".
Документацию, необходимую для изготовления и ремонта авиационных компонентов, разрабатывает конструкторское бюро "Аэрофлота". В марте 2023 года национальный перевозчик страны получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J с расширенными полномочиями. В партнерстве с "Росатомом" авиакомпания планирует выстроить полный цикл процесса импортозамещения значительного количества комплектующих и компонентов иностранного производства.
Заместитель генерального директора — технический директор "Аэрофлота" Алексей Михалик рассказал, что партнеры намерены разрабатывать, сертифицировать и производить авиационные комплектующие для любых видов воздушных судов — для кабин, салонов, багажников самолетов, ремонтов конструкции и так далее.
Планируется освоить производство воздушных и водяных фильтроэлементов; пластиковых, металлических, композитных, сотовых, резинотехнических изделий; составных изделий; элементов электронного оборудования пассажирской кабины (инвенторов, блоков питания, датчиков, компонентов нагрева и освещения, светового и индикационного оборудования).
Почему же "Аэрофлот" принял решение пригласить к партнерству в этом проекте столь далекого от авиации партнера, как "Росатом"?
"Мы работаем со многими российскими организациями и предприятиями, связанными с производством авиатехники и комплектующих, — поясняет Алексей Михалик, — но в текущих условиях их загрузка высока. Кроме того, на предприятиях и заводах все настроено на массовое серийное производство новых изделий. Поэтому им зачастую не очень интересны наши разовые, во многом уникальные заказы и потребности. У "Росатома" же есть необходимые ресурсы, научные и исследовательские компетенции, опыт мелкосерийного производства, в том числе специальных технологий. Его продукция соответствует самым высоким российским и международным стандартам, системам качества. Уверены, что кооперация с такой компанией, с учетом их заинтересованности, значительно повысит нашу эффективность по данному направлению".
Специалисты "Росатома" по техническому заданию "Аэрофлота" уже сумели адаптировать воздушные и водяные фильтры, которые производятся для атомных станций, под применение в системах рециркуляции воздуха, подачи питьевой воды воздушных судов иностранного производства. Изготовлены первые образцы, они прошли апробацию в опытно-промышленной эксплуатации. Некоторые из разработанных изделий уже осваиваются в серийном производстве.
Начало полноценного производства с талонами годности компонентов будет зависеть от сроков создания профильной структуры и получения ею сертификата по Федеральным авиационным правилам ФАП-21G (Раздел G — Сертификат одобрения производственной организации). Партнеры надеются, что все процедуры будут завершены не позднее первой половины следующего года.
В дальнейшем "Аэрофлот" совместно с Госкорпорацией "Росатом", с привлечением других российских научно-исследовательских центров, планирует расширить линейку импортозамещенных компонентов для самолетов иностранного производства, а также оказывать содействие другим авиаперевозчикам РФ в сертификационных вопросах при применении такой практики.
Амбициозная цель "Аэрофлота" — не только обеспечить потребности авиакомпаний группы "Аэрофлот", но и создать национальный центр компетенций, который будет оказывать услуги по конструкторскому сопровождению эксплуатации воздушных судов иностранного производства для максимально широкого круга заказчиков.
:: "Аэрофлот Техникс"
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.