"Аэрофлот" перевыполнил план по убыткам
Подводя итоги первых трех месяцев 2005 г., представители ведущего российского перевозчика отметили, что I квартал был планово-убыточным, поскольку были намечены значительные расходы на поддержание летной годности воздушных судов в преддверии летнего сезона. Однако результаты получились хуже, чем ожидалось, — убыток составил 41,97 млн долл. "Мы прогнозировали такой результат, эта сумма для нас не является ни неожиданной, ни критической", — говорит финансовый директор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов. Итоги I квартала по международным стандартам финансовой отчетности пока не подведены и публиковаться не будут, но, как ожидает г-н Полубояринов, они тоже будут убыточными. Из этого можно заключить, что убытки носят объективный характер и не связаны с особенностями национальной системы учета.
Основной вклад в убытки внесла существенно возросшая к концу прошлого года цена на авиакеросин, что стоило "Аэрофлоту" лишних 47,3 млн долл. Компенсация дополнительных расходов путем повышения тарифов, например, с помощью введения топливной надбавки оказалась малоэффективной из-за эластичности спроса. По словам финдиректора авиакомпании, при росте тарифа наблюдалось "адекватное" снижение пассажиропотока. Поэтому переложить подорожание авиаГСМ на пассажиров не удалось.
Несколько лучший эффект дало повышение доходной ставки для пассажиров первого и бизнес-классов, где спрос менее эластичен. Однако основной мерой по компенсации дополнительных затрат стало сокращение расходов и прежде всего оптимизация сети маршрутов. Часть неприбыльных линий была передана по "код-шерным соглашениям" дочерней компании "Аэрофлот-Норд". Себестоимость летного часа самолета Ту-134 в "Аэрофлот-Норде" ниже, чем в "Аэрофлоте", поэтому такое решение оказалось взаимоприемлемым и позволило "Аэрофлоту" сохранить присутствие на ряде направлений. На других линиях пришлось сокращать частоту полетов. "Например, в Кемерово вместо семи раз в неделю стали летать четыре, — рассказывает глава департамента управления сетью маршрутов "Аэрофлота" Александр Канищев. — Загрузка самолетов от этого не увеличилась, расходы сократились пропорционально частоте".
По словам Михаила Полубояринова, в сложившейся ситуации выполнение объемных показателей (объем перевозок и выручка) не является самоцелью, гораздо важнее реализовать и по возможности превзойти планы по прибыли. Поэтому годовой прогноз по числу перевезенных пассажиров снижен до 7 млн чел. вместо озвученных ранее 7,8 млн.
Руководители "Аэрофлота" отмечают, что заметный вклад в сокращение расходов могла бы внести эксплуатация ВС с более высокой топливной эффективностью. Сейчас компания рассматривает несколько сценариев развития парка (в частности, возможен лизинг 12-16 самолетов Airbus A320 с выплатой таможенной пошлины и налогов), однако пока никаких решений не принято.
Кроме того, по словам директора департамента акционерной собственности Олега Новоженина, "Аэрофлот" ведет постоянные переговоры по привлечению в свою группу новых дочерних авиакомпаний, но "о результатах данной работы можно говорить только после того, как они появятся". Нельзя исключать, что речь, в частности, идет о дочерней авиакомпании в Томской области, создать которую недавно предложил ее губернатор Виктор Кресс. Правда, пока, как говорит губернатор, достигнута только договоренность о формировании рабочей группы по изучению этого вопроса.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.