Аэропорт Абакан: 2019-й — год развития
Аэропорт Абакан сегодня является одним из ключевых региональных авиапредприятий Республики Хакасия. Но на удалении всего 400 км находится город-миллионник Красноярск, и Абакану достаточно трудно конкурировать с его аэропортом Емельяново по объему перевозок. В каких направлениях будет проходить развитие воздушной гавани Абакана, рассказал генеральный директор авиапредприятия Вячеслав Рожнов.
- Вячеслав Васильевич, пассажиропоток аэропорта Абакана примерно в 10 раз меньше, чем у Емельяново. Но другого крупного города, имеющего свой аэропорт, в Республике Хакасия нет. Как можно развиваться в таких условиях?
- Не секрет, что последние годы, вплоть до 2018 г., аэропорт Абакана был планово убыточным, и выводить его в зону рентабельности ежегодно позволяли только субсидии правительства Республики Хакасия.
В целом, для аэропортов с пассажиропотоком до 500 тыс. чел. складывается непростая текущая конкурентная ситуация. Она сопряжена с такими проблемами, как плановые убытки, дефицит денежных (оборотных) средств, непомерно высокие нормативные отраслевые требования ко всем процессам, повышение цен на авиационное топливо, — снижающими эффективность перевозок авиакомпаний. Мне видится, что прежде всего в этих неблагоприятных рыночных условиях необходимо заняться устранением острого дефицита компетенций персонала, начиная от высших руководителей предприятий и до руководителей подразделений. Следует повышать их способность самостоятельно учиться, быть гибкими, совершенствоваться, сохранять операционную эффективность. Такая позиция наиболее верная, так как именно человеческие ресурсы организации обеспечивают ее полное эффективное функционирование.
Изменить ситуацию возможно, поменяв ценности и отношение к своей деятельности, направив общие усилия на повышение операционной эффективности, не надеясь на внешнюю помощь.
- На ваш взгляд, как можно повысить эффективность работы регионального аэропорта?
- Эффективность работы аэропорта напрямую зависит от двух важных факторов. Во-первых, снижение постоянных затрат на поддержание инфраструктуры аэропорта (взлетно-посадочная полоса, спецтехника, аэровокзал и пр.), которые компания несет в любом случае, независимо от количества рейсов и пассажиропотока. Во-вторых, рост доходной части аэропорта, напрямую зависящей от пассажиропотока и количества самолето-вылетов, увеличение которых возможно при развитии новых направлений и привлечении других авиакомпаний.
Для нас, как для аэропорта с небольшим пассажиропотоком, очень важно начать изучать и внедрять у себя новые технологии и подходы к повышению операционной эффективности. В этом направлении у меня есть определенный опыт. В течение 10 лет я возглавлял направление развития в аэропорту Владивостока. Нашей команде удавалось решать подобные задачи при вовлечении в процесс всех руководителей. Исходя из собственного опыта могу сказать определенно: руководитель компании должен принимать самое непосредственное участие во всех стартовых инициативах! В аэропорту Абакана я лично возглавляю эту работу. Это один из ключевых факторов успеха на первом этапе — нужно лично общаться с сотрудниками, вовлекать их в процесс. Конечно, техническую работу можно кому-то поручить, но задавать вектор перемен, быть локомотивом преобразований генеральный директор должен лично.
- Что уже удалось сделать?
- В аэропорту Абакан мы начали изменения с работы с персоналом. Для дальнейших изменений необходимы ресурсы — вовлеченные и обученные сотрудники, способные правильно оценить текущую ситуацию и предложить план мероприятий по улучшениям.
Затем организовали деятельность по оценке всех операционных процессов, чтобы найти необходимый баланс между затратами и входящим финансовым потоком. Мы понимаем, что это сложная и кропотливая работа, которая не даст результатов, если ее не производить системно. Современный операционный менеджмент предполагает участие всех сотрудников компании в улучшениях. Тем более что специфика деятельности аэропортов такова, что вся их деятельность — это оказание услуг авиакомпаниям и пассажирам со стороны всех сотрудников аэропорта.
Здесь нет профессий, работники которых могут сказать: "Это не мое дело, я не должен вам ничем помогать…". Любой сотрудник должен быть максимально внимателен ко всем участникам процесса, будь то пассажир или провожающий его родственник, представитель авиакомпании или член экипажа. Любой, кто обратится к нашему сотруднику, должен получить быструю и квалифицированную помощь. Соответственно, нам важно наладить коммуникации между всеми подразделениями аэропорта, чтобы информационный поток осуществлялся быстро и эффективно.
Для выполнения всех этих задач мы впервые в истории предприятия запустили программу развития сотрудников и начали процесс построения производственной системы аэропорт Абакан. Была создана инициативная группа из руководителей подразделений, которая должна стать инициатором всех изменений в компании.
- Что включала в себя эта программа?
- Совместно с ООО "Лин институт" сделали первый шаг: провели первый недельный обучающий модуль, на котором группа изучала основы инструментов бережливого производства.
Затем была организована и проведена производственная стажировка студентов программы "МВА — Производственные системы" Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. Участники представляли эффективные российские предприятия из различных секторов экономики, на которых ведется системная деятельность по повышению операционной эффективности на основе принципов и подходов производственной системы. В течение недели участники стажировки и сотрудники аэропорта обменивались опытом, отрабатывали и внедряли механизмы бережливого производства на четырех производственных участках, а именно в службах эксплуатации аэродромных покрытий и спецтранспорта, авиационной безопасности, организации перевозок и цехе бортового питания. Эта стажировка заложила основу системной последовательной работы по повышению операционной эффективности — развитию производственной системы аэропорта Абакана.
- Что дали эти мероприятия аэропорту?
- Результатами стажировки стали реальные улучшения на участках регистрации пассажиров и багажа, в том числе в зале повышенной комфортности, в процессе уборки воздушного судна, в процессе приготовления и доставки бортового питания.
Кроме того, совместная группа, работавшая в направлении авиационной безопасности, предложила новую схему организации потока пассажиров внутри аэровокзала, которая сократит время на обслуживание каждого пассажира и исключит излишнюю транспортировку багажа. Реализация данного мероприятия намечена до конца текущего года.
Неделя совместной работы закончилась защитой проектов улучшений. Группы представили свои проекты и предложения мне как генеральному директору аэропорта, а также руководителю программы МВА-ПС В. Е. Болтрукевичу и операционному директору "Лин института" И. В. Дударю. Суммарный эффект от внедрения этих проектов даст аэропорту экономию порядка 8 млн руб./год. В рамках защит работ и их обсуждений был совместно принят консолидированный план развития аэропорта Абакан до конца текущего года.
Итогом совместной работы стал брифинг, на котором в качестве почетного гостя присутствовал управляющий директор Саяногорского алюминиевого завода Евгений Попов. Он высоко оценил проделанную работу участниками стажировки и пригласил работников аэропорта посетить алюминиевый завод с целью изучения передового опыта в области операционного менеджмента. 26 апреля руководители аэропорта посетили производственную площадку Саяногорска, где познакомились с практиками оперативного управления, визуального менеджмента и операционного совершенствования.
В ближайшее время в аэропорту Абакана в партнерстве с "Лин институтом" планируется запуск модульной программы развития персонала. В ней участники более подробно смогут изучить такие инструменты производственной системы, как картирование потока, описание и оптимизация бизнес-процессов, организация проектной деятельности и многие другие. В штатном функционале аэропорта запланировано создание направления развития производственной системы. Сотрудник, отвечающий за данное направление в компании, пройдет стажировки на предприятиях группы ГАЗ, в аэропортах Красноярска и Сочи, где сможет приобрести навыки и опыт, необходимые для внедрения производственной системы в нашей компании. Кроме того, мы планируем для своих сотрудников периодическое проведение экскурсий на передовых в области операционного менеджмента предприятиях.
- Как отразится проделанная вами работа на деятельности аэропорта?
- Мы ожидаем, что целенаправленная деятельность по развитию аэропорта позволит нам не пользоваться субсидиями региона и при этом даст рост рентабельности. Уже в этом году мы планируем получить реальную прибыль в размере 1 млн руб.
На следующем этапе, выйдя из сложной финансовой ситуации, аэропорт Абакан станет активно заниматься накоплением знаний, умений и навыков в области системных и непрерывных улучшений. Важно одно — эту работу мы будем продолжать и в 2020–2021 гг. Я убежден, что все, что мы сейчас делаем и будем делать в будущем, послужит фундаментом для создания инфраструктуры улучшений нашей компании, которая в свою очередь обеспечит устойчивую операционную эффективность в долгосрочном периоде.
Мнения
Парамонов Владимир, коммерческий директор ООО "ВКМ-Сталь" (г. Саранск, Республика Мордовия)
В ходе обучения в ВШБ по программе MBA-ПС, мне была определена стажировка в аэропорт Абакан, Республики Хакасия. Я впервые побывал в республике и хочу сказать, что данный регион впечатлил своей красотой, масштабностью и грандиозными сооружениями, например Саяно-Шушенской ГЭС. Колоссальное впечатление осталось от сохранения людьми духовных ценностей, бережного отношения к памятникам истории.
Касаемо аэропорта Абакан отмечу, что данная отрасль в корне отличается от моей текущей деятельности — металлургии.
Аэропорт является небольшим по сравнению с теми аэропортами, в которых мне приходится бывать в служебных командировках, но несмотря на его размеры и небольшой пассажиропоток сотрудники не останавливаются в развитии, а, наоборот, стремятся к новым научениям, поиску решения проблем по снижению затратной части своего предприятия.
Очень заметна вовлеченность персонала аэропорта в части освоения инструментов производственных систем. С первого дня было понятно, что сотрудники увлеклись данной темой, препятствий или нежелания персонала участвовать в процессе не замечалось — наоборот, создавалось ощущение, что персонал максимально хотел получить опыт в данном направлении и поделиться своими идеями по развитию ПС.
Особую благодарность хочу выразить директору аэропорта Вячеславу Васильевичу Рожнову за превосходную организацию стажировки, а также за его непосредственную вовлеченность в процесс, ведь первым и важным фактором успешного внедрения ПС на любом предприятии является заинтересованность первого лица.
Чернова Анна, начальник службы бортового питания и торговли АО "Аэропорт Абакан"
Для меня, как и для моих коллег, прошедшее обучение стало достаточно эффективным. У нас появилась возможность посмотреть, казалось бы, на нерешаемые проблемы производства с другой стороны, которые можно решить при помощи специальных инструментов и методов БП (реализация проектов, которые позволяют более ясно понимать причину возникновения проблемы и несколько путей для ее решения). Мы научились выявлять и сокращать потери в производстве, разрабатывать кайдзен-предложения, и главное, уменьшилось моральное напряжение при осуществлении трудовой деятельности.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft