Аэропорты надо освободить от непосильного бремени
В настоящее время износ основных аэродромных фондов Российской Федерации, которые находятся в федеральной собственности, составляет около 80%. Авиационная подвижность населения России в 6-7 раз ниже, чем в Евросоюзе, США и других развитых странах.
Надо признать, что правительство России принимает меры как по формированию национальной аэродромной сети, направляя значительные средства в ее возрождение (355,1 млрд руб. в 2010-2015 гг. в рамках федеральных целевых программ), так и по явному и неявному дотированию авиаперевозок, с целью снижения тарифов, включая их существенную компоненту — сбор за взлет-посадку.
В числе мер — налоговая льгота по налогу на имущество, которая действует в течение 15 лет до 2025 г.: 27 ноября 2010 г. принят закон 308-ФЗ, который уменьшает налоговую базу на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых сооружений инфраструктуры воздушного транспорта.
Снижению финансовой нагрузки на отрасль, на операторов аэропортов до приемлемого уровня посвящены совещания под руководством премьер-министра Владимира Путина в г. Минеральные Воды, вице-премьера Сергея Иванова, по результатам которых субъектам Российской Федерации поручено рассмотреть освобождение от налога на имущество в отношении федерального аэродромного имущества, а Минэкономразвития — подготовить и утвердить приказ по ставкам аренды за земли, занятые аэродромной инфраструктурой и объектами ОрВД ( далее — приказ).
Очень важно соблюсти принцип экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки, являющиеся государственной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами).
Представляется, что государственная политика должна быть последовательной и скоординированной в данной области: экономическая основа приказа должна базироваться не на принципе доходности земельных участков, а исходить из финансовых возможностей операторов аэропортов (в конечном счете, населения, авиационная подвижность которого является одним из государственных приоритетов). Кстати, этот принцип продекларирован в пояснительной записке к проекту приказа Минэкономразвития: "При определении размера арендной платы за пользование аэродромами необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации. Так, распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации" предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, устанавливающей правовые и организационные основы функционирования аэропортов Российской Федерации, которая включает в себя установление экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки, являющиеся государственной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами)".
Таким образом, необходимо дать аэродромной отрасли льготу по аренде земли на 15-летний период и приемлемый для бизнеса операторов аэропортов уровень ставок аренды. К сожалению, разработчики приказа реализовали этот принцип лишь частично — в основном для пользователей землями Северо-Кавказского федерального округа.
Как известно, конечными плательщиками за аренду земельных участков аэродромов являются операторы аэропортов.
Арендная плата за аренду земельных участков аэродромов напрямую включается в стоимостную основу сбора за взлет-посадку, который призван покрывать экономически обоснованные затраты оператора аэропорта по этому виду деятельности (Руководство по экономике аэропортов ICAO Doc 9562, издание второе, 2006, приказ Минтранса от 2 октября 2000 г. №110, в ред. от 23.11.2009 №211).Таким образом, существует прямая связь между размером арендной платы за землю и ставкой аэропортового сбора за взлет-посадку.
Из 257 аэропортов, осуществляющих коммерческую деятельность, немногим более дюжины демонстрируют положительный финансовый результат: как общий, так и по услуге "взлет-посадка". Остальные 90% перебиваются за гранью "прожиточного минимума". Ниже для иллюстрации приведена краткая выборка по группе аэропортов, демонстрирующих отрицательный финансовый результат по взлет-посадке (данные взяты из форм статистической отраслевой отчетности 67 — ГА(ФИН).
Таблица 1
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
Комментарии
КЛМ
чт, 31/03/2011 - 10:22
308 ФЗ конечно хороший закон и меры, предложенные Виктором Ивановичем тоже вполне своевременны, но этого не достаточно, чтоб аэропорты почувствовали ослабление налоговой нагрузки. По моему скромному мнению, необходимо освободить операторов аэропортов от непомерных затрат на АБ,не должна служба САБ в аэропорту быть самой многочисленной!Налогоплательщик вправе расчитывать, что государство будет выполнять свои функции, предусмотренные ст.114 п.Д и п.Е Конституции РФ вне зависимости, находится ли гражданин на теритроии аэропорта или у себя дома! Для этого и платятся налоги.
Кроме того, для того, чтоб стимулировать операторов аэропортов к обновлению аэропортовой техники, следует предусмотреть льготы по уплате налога на имущества в отношении этой техники. Не секрет, что обеспеченность такой техникой, и ее качество особенно в региональных аэропортах-на удручающем уровне. Цены на такую технику и даже лизинг не доступны для большинства аэропортов, покупка одной-двух единиц такой техники ложится тяжким бременем на предприятие. Так коли на цены этой техники государство не может повлиять, так пусть хоть освободит от уплаты от налога на имущество.