Аэропорты надо освободить от непосильного бремени

Из 257 аэропортов не более дюжины имеют положительные финансовые результаты.

В настоящее время износ основных аэродромных фондов Российской Федерации, которые находятся в федеральной собственности, составляет около 80%. Авиационная подвижность населения России в 6-7 раз ниже, чем в Евросоюзе, США и других развитых странах.
Надо признать, что правительство России принимает меры как по формированию национальной аэродромной сети, направляя значительные средства в ее возрождение (355,1 млрд руб. в 2010-2015 гг. в рамках федеральных целевых программ), так и по явному и неявному дотированию авиаперевозок, с целью снижения тарифов, включая их существенную компоненту — сбор за взлет-посадку.
В числе мер — налоговая льгота по налогу на имущество, которая действует в течение 15 лет до 2025 г.: 27 ноября 2010 г. принят закон 308-ФЗ, который уменьшает налоговую базу на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых сооружений инфраструктуры воздушного транспорта.
Снижению финансовой нагрузки на отрасль, на операторов аэропортов до приемлемого уровня посвящены совещания под руководством премьер-министра Владимира Путина в г. Минеральные Воды, вице-премьера Сергея Иванова, по результатам которых субъектам Российской Федерации поручено рассмотреть освобождение от налога на имущество в отношении федерального аэродромного имущества, а Минэкономразвития — подготовить и утвердить приказ по ставкам аренды за земли, занятые аэродромной инфраструктурой и объектами ОрВД ( далее — приказ).
Очень важно соблюсти принцип экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки, являющиеся государственной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами).
Представляется, что государственная политика должна быть последовательной и скоординированной в данной области: экономическая основа приказа должна базироваться не на принципе  доходности земельных участков, а исходить из финансовых возможностей операторов аэропортов (в конечном счете, населения, авиационная подвижность которого является одним из государственных приоритетов). Кстати, этот принцип продекларирован в пояснительной записке к проекту приказа Минэкономразвития: "При определении размера арендной платы за пользование аэродромами необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации. Так, распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации" предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, устанавливающей правовые и организационные основы функционирования аэропортов Российской Федерации, которая включает в себя установление экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки, являющиеся государственной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами)".
Таким образом, необходимо  дать аэродромной отрасли льготу по аренде земли на 15-летний период и приемлемый для бизнеса операторов аэропортов уровень ставок аренды. К сожалению, разработчики приказа реализовали этот принцип лишь частично — в основном для пользователей землями Северо-Кавказского федерального округа.
Как известно, конечными плательщиками за аренду земельных участков аэродромов являются операторы аэропортов.
Арендная плата за аренду земельных участков аэродромов напрямую включается в стоимостную основу сбора за взлет-посадку, который призван покрывать экономически обоснованные затраты оператора аэропорта по этому виду деятельности (Руководство по экономике аэропортов ICAO Doc 9562, издание второе, 2006, приказ Минтранса от 2 октября 2000 г. №110, в ред. от 23.11.2009 №211).Таким образом, существует прямая связь между размером арендной платы за землю и ставкой аэропортового сбора за взлет-посадку.
Из 257 аэропортов, осуществляющих коммерческую деятельность, немногим более дюжины демонстрируют положительный финансовый результат: как общий, так и по услуге "взлет-посадка". Остальные 90%  перебиваются за гранью "прожиточного минимума". Ниже для иллюстрации приведена краткая выборка по группе аэропортов, демонстрирующих отрицательный финансовый результат по взлет-посадке (данные взяты из форм статистической отраслевой отчетности 67 — ГА(ФИН).
Таблица 1

Комментарии

Аватар пользователя КЛМ

308 ФЗ конечно хороший закон и меры, предложенные Виктором Ивановичем тоже вполне своевременны, но этого не достаточно, чтоб аэропорты почувствовали ослабление налоговой нагрузки. По моему скромному мнению, необходимо освободить операторов аэропортов от непомерных затрат на АБ,не должна служба САБ в аэропорту быть самой многочисленной!Налогоплательщик вправе расчитывать, что государство будет выполнять свои функции, предусмотренные ст.114 п.Д и п.Е Конституции РФ вне зависимости, находится ли гражданин на теритроии аэропорта или у себя дома! Для этого и платятся налоги.
Кроме того, для того, чтоб стимулировать операторов аэропортов к обновлению аэропортовой техники, следует предусмотреть льготы по уплате налога на имущества в отношении этой техники. Не секрет, что обеспеченность такой техникой, и ее качество особенно в региональных аэропортах-на удручающем уровне. Цены на такую технику и даже лизинг не доступны для большинства аэропортов, покупка одной-двух единиц такой техники ложится тяжким бременем на предприятие. Так коли на цены этой техники государство не может повлиять, так пусть хоть освободит от уплаты от налога на имущество.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.