Аэропорты против авиакомпаний

Споры хозяйствующих субъектов происходят не только в России

Как одну из особенностей бизнеса воздушных перевозок авиакомпании называют необходимость зарабатывать деньги на высококонкурентных рынках, а тратить в фактически монопольных сегментах, в частности аэропортах. Споры между авиакомпаниями и аэропортами становятся привычными не только в России, но и в других государствах. Однако универсальных решений этой проблемы для всех участников рынка пока нет. Радикальность угроз и взвешенность ответных мер участников спора зависят от каждого конкретного случая.

Постоянно растущие цены на топливо и увеличение доли расходов на керосин в бюджетах авиакомпаний спровоцировали виток обвинений в адрес аэропортов в чрезмерно высокой наценке на авиаГСМ (топливозаправочные комплексы во многих случаях входят в состав аэропорта и являются единственными поставщиками керосина). Один из недавних примеров подобного спора — противостояние екатеринбургского аэропорта Кольцово и его базового перевозчика "Уральские авиалинии". В феврале генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что стоимость топлива в Екатеринбурге составляет 22 632 руб. за тонну и этот показатель даже выше московского. В ответ глава Кольцово Михаил Максимов обвинил авиакомпанию в нежелании модернизировать парк и менять самолеты отечественного производства на иномарки, у которых потребление керосина ниже. Одновременно менеджмент аэропорта задекларировал иную цену на авиаГСМ — 18 400 руб. за тонну. Высокие цены на керосин послужили катализатором конфликта, и в течение февраля стороны обменивались взаимными упреками.
Астраханский аэропорт тоже попал под огонь критики со стороны авиаперевозчиков. В октябре прошлого года глава "Аэрофлота" Валерий Окулов на форуме "Крылья России" назвал его самым дорогим в мире по заправке, добавив, что тонна топлива там обходится в 938 долл. После этого Астраханское управление федеральной антимонопольной службы возбудило дело против аэропорта Астрахани о нарушении закона о конкуренции. Не дожидаясь вердикта, Астраханский аэропорт объявил о снижении цены на керосин с 25 000 до 21 000 руб. Однако за несколько недель до снижения цены от астраханского направления отказалась авиакомпания "Карат", посчитав этот рейс слишком дорогим. В спор между аэропортом и перевозчиками вмешались региональные власти: местный губернатор Александр Жилкин выступил с инициативой перед Российским фондом федерального имущества (ему принадлежит 51% акций аэропорта) о смене менеджмента аэропорта. Генеральный директор Игорь Шабатин был отправлен в отставку. Вместо него избрали бывшего советника губернатора, в прошлом начальника Центра боевого применения авиации Минобороны РФ Зию Абдрахманова. Первой задачей нового менеджмента должно стать приведение тарифной политики в соответствие с реальными затратами предприятия.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.