Airbus расширяет сотрудничество с российской промышленностью

В середине ноября самолетостроительная компания Airbus в своей штаб-квартире (Тулуза) провела встречу с журналистами, на которой руководители компании подробно рассказали о программах сотрудничества с российскими научными, исследовательскими и промышленными предприятиями. По прогнозу Airbus, за предстоящие десять лет оборот компании в программах кооперации в России достигнет 800 млн долл.

Нынешняя деятельность Airbus в России ведется в рамках стратегического партнерского соглашения, подписанного между Европейской авиационной, оборонной и космической компанией (EADS, основной акционер Airbus) и "Росавиакосмосом" в 2001 г., хотя первые программы совместных работ с научными центрами РАН были запущены еще в 1991 г. и с тех пор контакты Airbus в нашей стране лишь расширялись.

Все действующие программы сотрудничества условно разбиты на следующие направления: взаимодействие с российскими авиационными властями; исследования и технологии; поставки материалов и полуфабрикатов; учреждение и работа инженерного центра; субконтракты на производство деталей и узлов для продукции Airbus.

Как рассказал Ксавьер Тиерни, директор по международному сотрудничеству и партнерству, в области взаимодействия с российскими авиационными властями Airbus оказывает содействие в развитии их партнерства с европейскими авиационными властями; поддерживает реализацию программы ICAO по развитию безопасности эксплуатации и поддержанию летной годности ВС в странах СНГ, а также программу Евросоюза в области гражданской авиации России. В этом направлении усилия Airbus направлены на обеспечение контактов, оказание консультаций, проведение семинаров и тренингов для российских специалистов.

Так, совсем недавно Airbus в очередной раз принимал у себя делегацию специалистов ОАО "Туполев" и МАК и ознакомил их с системой сертификации и обеспечения летной годности у западно-европейских самолетостроителей. В рамках совместной программы EADS и корпорации "Иркут" по продвижению на зарубежные рынки самолета-амфибии Бе-200 Airbus занимается оказанием поддержки сертификации этой необычной машины.

В области исследований и технологий результаты более конкретны. По словам Ричарда Форстера, менеджера исследовательских программ в России, приступив к сотрудничеству с РАН еще в 1991 г., Airbus постепенно расширяет масштабы совместных работ по исследованию перспективных материалов, аэродинамики, разработке новых технологических процессов, конструкций и даже по изучению концепций летательных аппаратов нетрадиционных схем. В результате сейчас уже действуют или находятся в стадии согласования 25 различных проектов в этих областях; более 60 проектов, в которых участвовало около 600 российских специалистов, реализовано. Airbus, помимо этого, намерен содействовать более широкому участию российских научных и исследовательских организаций в финансируемых Евросоюзом проектах.

Результаты работы в России уже используются в перспективных разработках Airbus. Так, в рамках программы "Танго", направленной на создание более дешевых и легких конструкций, исследуются новые материалы и технологии, которые воплощены в экспериментальные конструкции фюзеляжа. Исследуются два варианта: один выполнен из металлов, во втором широко используются композиты. В обоих применяются российские разработки: панели из алюминиево-литиевых сплавов и технология их лазерной сварки (разработчики ВИАМ и КУМЗ), а также новый тип сотового наполнителя для создания двойной композиционной обшивки (разработка КНИАТ и КГТУ). В рамках программы создания новых материалов проведена модификация алюминиевого сплава, который может быть использован для изготовления высоконагруженной детали — фитинга в узле соединения консоли и центроплана. Здесь участники с российской стороны — ВИАМ и "Русал". Если сертификация сплава пройдет успешно, металлургический завод в Самаре сможет поставлять заготовки этого фитинга на Airbus.

Вообще, в области поставки материалов достигнут наибольший, в стоимостном измерении, объем кооперации. Уже сейчас группа "ВСМПО-Ависма" обеспечивает около 55% потребностей Airbus в титановых сплавах, зарабатывая почти 20 млн евро в год. Идет работа с группой компаний "Русал", которая определена в качестве потенциального поставщика алюминиевых сплавов. Впрочем, российским заводам в Белой Калитве и Самаре еще предстоит пройти сертификацию производства, прежде чем они смогут поставлять свою продукцию Airbus. Предполагается, что это произойдет в 2005 г.

На страницах АТО уже подробно рассказывалось об открытии в марте инженерного центра ECAR, учрежденного Airbus и группой компаний "Каскол" (см. АТО # 47, стр. 69). К настоящему времени он ведет работы по трем основным направлениям: проектирование конструкций, установка систем и прочностные расчеты. В нем трудится около 50 российских специалистов; к концу 2004 г. их количество, вероятно, превысит сотню.

Возможно, наиболее многообещающей областью сотрудничества является участие российских предприятий в производстве самолетов Airbus. Пока группа компаний "Каскол" получила предложение изготавливать и собирать силовой набор пола одной из секций для самолетов семейства А320. Заготовки будут поставляться из Европы; один из заводов корпорации "Иркут" будет производить мехобработку деталей, а нижегородский "Сокол" — осуществлять сборку. После завершения сертификации производства, намеченной на середину 2004 г., первые детали будут отправлены в Тулузу. Еще одну деталь, фитинг, сможет поставлять другое нижегородское предприятие, "Гидромаш".

Руководство Airbus считает, что действующая программа взаимовыгодного сотрудничества с российской промышленностью предоставляет ей доступ к современным технологиям и знаниям, применяемым в мировом гражданском самолетостроении, и способствует выходу российских предприятий на мировые рынки.

Для логического завершения этого мажорного утверждения остается только добавить: сможем ли мы реализовать потенциал сотрудничества с Airbus — зависит целиком и полностью от нас.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.