Американские горки

JetBlue пытается оптимизировать стратегию

Авиакомпания JetBlue продолжает оставаться одним из феноменов американского рынка авиаперевозок. Мало кому из конкурентов удавалось достичь такого сочетания цены на билет и уровня сервиса на борту. Низкотарифные перевозки обычно ассоциируются с сервисом "без излишеств", однако JetBlue смогла предложить клиентам сервис "с излишествами" — например, ее пассажиры во время полета могут смотреть передачи множества телеканалов на вмонтированном в спинку переднего кресла экране. Впрочем, сейчас экономика этой авиакомпании вызывает все больше вопросов, и не ясно, удастся ли перевозчику работать в прежнем амплуа или придется изменить что-либо в цене или качестве продукта.

Основатель JetBlue Дэвид Нилман когда-то раскрыл рецепт удачной низкотарифной авиакомпании: "Чтобы начать бизнес дешевых перевозок, нужно очень много денег". JetBlue удивляла в течение нескольких лет — это один из немногих американских перевозчиков, остававшийся прибыльным даже во время кризиса, последовавшего за событиями 11 сентября 2001 г. Финансовые отчетности за 2002-2004 гг. радовали инвесторов и обещали светлое будущее молодой авиакомпании, хотя конкуренты в то же время пытались вывести на рынок аналогичный продукт.
Однако неудержимый рост JetBlue едва ли мог продолжаться вечно. Тучи сгустились над компанией к октябрю 2005 г., когда квартальная прибыль перевозчика упала с 8 млн до 2,7 млн долл. Главная причина столь резкого поворота вызвана внешним фактором — резким ростом цен на авиаГСМ. Через несколько месяцев ситуация ухудшилась: в феврале 2006 г. JetBlue впервые объявила о финансовых потерях, в IV квартале 2005 г. они составили 42,4 млн долл. В компании предполагали, что потери будут сопровождать весь 2006 г.; их причины видели опять же в росте цены на топливо, снижении производительности и увеличении стоимости парка ВС. Для преодоления кризиса в начале 2006 г. менеджмент огласил план действий, которые позволили бы компании вновь стать прибыльной. План предполагал сократить расходы на 50 млн долл. и увеличить оборот на 30 млн долл.

Пока авиакомпания JetBlue ищет пути развития в непростой ситуации с высокими ценами на керосин, ее основатель Дэвид Нилман запускает новый проект в Бразилии. Перевозчик, название которому пока не придумано, будет базироваться в Сан-Паулу (Дэвид Нилман родился в этом городе) и выполнять внутренние перелеты по стране. Уже подписан контракт на приобретение 36 самолетов Embraer 195 для новой авиакомпании; предполагается, что она выйдет на рынок в 2009 г., а к 2013 г. в ее парке будет 76 Embraer 195. Идеи, реализованные ранее в JetBlue, основатель компании готов повторить и при создании нового перевозчика — на самолетах будет установлено оборудование, позволяющее транслировать для пассажиров телепрограммы в прямом эфире. На бразильском авиационном рынке подобная услуга будет предложена впервые. Инвесторы проекта не раскрывают информации, однако известно, что в новую компанию будет вложено около 150 млн долл.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.