Арабские сказки
Cаудовская низкотарифная авиакомпания Sama Airlines была вынуждена прекратить полеты 28 августа из-за недостатка оборотных средств. Переговоры с потенциальными инвесторами, а также с другими перевозчиками о партнерстве (в их числе была и Jazeera Airways) не привели к положительному результату. Глава Sama Брюс Ашби поначалу утверждал, что компания надеется возобновить полеты через несколько дней после их прекращения, однако в сентябре стало ясно, что перевозчик навсегда прекратил свой бизнес. Страны Персидского залива уже стали свидетелями многих новых проектов на рынке авиаперевозок, большинство из которых придерживаются низкотарифной модели. В Кувейте Jazeera Airways и Wataniya (работает в премиум-классе) конкурируют с Kuwait Airways. Авиакомпания Bahrain Air пытается укрепить свою позицию, соперничая с Gulf Air — убыточной авиакомпанией, которой повезло оказаться государственной. Nas Air пытается выстроить свой бизнес в Саудовской Аравии. А в Шардже работает Air Arabia — крупнейшая, старейшая и наиболее успешная низкотарифная авиакомпания в регионе (хотя в прошлом году ее прибыль сильно упала). Сейчас она конкурирует с flyDubai — принадлежащим государству перевозчиком, который начал полеты в прошлом году.
Низкотарифные перевозчики увеличили свою долю на рынке в регионе с нуля до 10% всего за несколько лет.
Как и у других двух игроков на рынке Саудовской Аравии — Saudi Arabian Airlines (также известна как Saudia) и Nas Air — бизнес Sama пострадал от невозможности повысить тарифы, поскольку необходимо было стимулировать население путешествовать по воздуху. Кроме того, правительство Саудовской Аравии ставит обязательным условием для авиакомпаний выполнение рейсов на второстепенных и, как правило, убыточных маршрутах, для того чтобы получить разрешение работать на наиболее привлекательных направлениях внутри страны. Принадлежащий государству национальный перевозчик Saudia несет значительные убытки в течение многих лет, но они покрываются из бюджета страны. Nas Air приходится выживать самостоятельно как частной авиакомпании. Хотя этот перевозчик может выиграть от ухода с рынка Sama, рынок в целом от этого пострадает. Сама Nas Air только что пережила смену топ-менеджмента: место генерального директора вместо Уолтера Пренцлера занял пилот Саймон Стюарт, ранее занимавший одну из менеджерских должностей EasyJet.
Jazeera Airways — еще один перевозчик, который, по крайней мере до недавнего времени, испытывал серьезные финансовые трудности. Авиакомпания, возглавляемая бывшим главой туроператора Thomas Cook Стефаном Пичлером, зафиксировала убыток в 16,2 млн долл. в II квартале, что почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Авиакомпания инициировала значительное сокращение расходов. Почти половина из ее флота — пять из 11 самолетов A320 — будет выставлена на рынке с помощью дочерней лизинговой компании перевозчика, чтобы значительно сократить объемы в III и IV кварталах.
Как признает Jazeera, часть аудиторского отчета была по небрежности упущена в объявленных в августе результатах. Аудиторы Deloitte & Touche отметили в комментариях к своему отчету, что в конце июня текущая задолженность группы превышала ее активы на 195,4 млн долл.: "Совет директоров и топ-менеджмент компании рассчитывают на увеличение объема оборотных средств за счет бизнес-плана и стратегии, которой следует компания, а также финансовой поддержки владельцев акций и кредиторов".
Тем не менее Jazeera позднее заявила, что совет директоров рекомендовал не предоставлять премию в 50 филсов (примерно 0,17 долл.) за акцию при размещении дополнительной эмиссии акций. Компания планирует выпустить 200 млн акций по цене 150 филсов за акцию (хотя изначально планировалось, что вместе с премией цена акции составит 10 филсов). Этот шаг позволит увеличить капитал компании на 91%, до 145 млн долл. Компания утверждает, что III и IV кварталы будут гораздо успешнее.
Приняв окончательное решение сократить бизнес авиакомпании, Jazeera также отказалась от приобретения конкурирующих авиакомпаний в регионе, в том числе и Sama. Случай с Jazeera Airways вновь спровоцировал вопрос о том, как много новых проектов, начатых в последние годы, имеют достаточные финансовые возможности для выживания на рынке, где такие перевозчики, как Gulf Air, Kuwait Airways или Saudi Arabian, получают значительную государственную поддержку. Различные ограничения прав на выполнение полетов, ограничения на владение и жесткое административное регулирование связывают перевозчиков и заставляют многих из них работать на убыточных рынках; выживание в таких условиях оказывается чрезвычайно сложным.
Даже Air Arabia, первый низкотарифный перевозчик в регионе и на данный момент крупнейший, уже ощущает сложности. Чистая прибыль авиакомпании в II квартале упала на 44%, однако все еще остается на удовлетворительном уровне в 485 млн дирхамов ОАЭ (132 млн долл.). Однако глава авиакомпании Адель Али говорит, что рынок сейчас находится на своем нижнем пределе. После периода роста авиакомпания рассчитывает остаться устойчивой в 2010 г. и возобновить экспансию в 2011 г. В отличие от своих соперников Air Arabia не концентрируется на едином хабе. Начав бизнес в Шардже, компания также базируется в Касабланке (Марокко) и Александрии (Египет); в обоих случаях с помощью дочерних структур, созданных совместно с местными инвесторами. Перевозчик рассчитывает сформировать еще одну базу в Аммане (Иордания) вместе с группой Tantash.
Авиакомпания располагает флотом из 23 самолетов А320, три из которых базируются в Марокко и два в Египте; 18 работают в Шардже. Также перевозчик разместил твердый заказ на 26 А320. Однако Air Arabia столкнулась с новым сильным соперником: всего в нескольких километрах от ее базы в Шардже — в Дубае — 14 месяцев назад свой бизнес начала новая авиакомпания flyDubai. Она создана правительством эмирата Дубай как партнер для Emirates, сейчас перевозчик летает по 21 направлению. За время своего существования перевозчик обслужил около 1 млн пасс., а также получил девять из 50 заказанных Boeing 737-800. Представители авиакомпании утверждают, что с момента начала полетов пассажиропоток на маршруте Дубай—Бейрут вырос на 33%, а Дубай—Амман — на 40%. FlyDubai рассчитывает работать на маршрутах в 4–5 ч полета от Дубая.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather