Авиационный форум "Крылья России"
8-9 октября 2003 г. журнал "Авиатранспортное обозрение" при участии Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России (АЭВТ) и агентства общественных коммуникаций Infomost проводит авиационный форум "Крылья России".
По замыслу организаторов, форум "Крылья России" должен стать полноценным дополнением к одному из ключевых мероприятий в жизни отрасли — ежегодному национальному авиационному конкурсу "Крылья России", предоставив возможность руководителям предприятий воздушного транспорта и связанных с ним структур обсудить состояние дел в отрасли, довести свои позиции по наиболее актуальным вопросам развития гражданской авиации до российского и международного делового сообщества, обменяться опытом.
В работе авиационного форума примут участие руководители ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, представители авиационных властей и регулирующих госорганов, руководители и специалисты предприятий авиационной промышленности, финансово-экономической сферы, парламентарии, журналисты.
Ежегодный национальный конкурс <Крылья России> уже шестой год пропагандирует достижения отрасли воздушного транспорта |
В мировой практике тематические конференции, которых по каждому из направлений бизнеса проводится по несколько в год, выполняют вполне понятные, устоявшиеся и, по всеобщему мнению, очень полезные функции. Это обмен информацией, определение тенденций развития данного вида бизнеса, общение с коллегами из разных регионов и других стран, зачастую выработка общих позиций для отстаивания интересов отрасли во внешнем мире.
Конечно, в стабильном и развитом обществе каждый элемент бизнеса, в том числе и профессионально-общественные мероприятия, занимает в общей системе отношений свою определенную нишу, которая формировалась на протяжении многих лет в процессе становления бизнеса.
В странах с переходной экономикой, характеризующейся резкими и зачастую непредсказуемыми изменениями в условиях ведения бизнеса, профессиональные мероприятия, как правило, имеют менее определенный статус и, соответственно, отношение к ним бывает самое разное.
Если жестко оптимизировать задачи по критерию стоимость-эффективность (понимая под стоимостью суммарные затраты финансовых, интеллектуальных, нервных и прочих ресурсов), может оказаться, что решения конкретной задачи можно добиться более простыми и дешевыми средствами, нежели вынесение ее на публичное обсуждение. Но когда компании необходимо справиться с проблемами, носящими системный, общеотраслевой характер, такие мероприятия незаменимы.
Для успешной работы в этом формате в первую очередь необходимо иметь стратегию и отработанные механизмы взаимодействия компании с различными сообществами: отраслевыми, инвестиционными, финансовыми и промышленными, властными структурами и регулирующими органами. Нужны сформулированные и пригодные для публичного "озвучивания" концепции и программы действий по основным аспектам деятельности компании.
Практика показывает, что все большее количество российских компаний, в том числе и работающих в области воздушного транспорта, на систематической основе участвуют в профессиональных мероприятиях, имея целью не столько укрепить собственный имидж, сколько попытаться решить задачи, стоящие перед отраслью в целом.
Ты помнишь, как все начиналось
В постсоветской России инициативу организации гражданской авиационной "тусовки" взяли на себя англичане. В конце 80-х — начале 90-х гг. под эгидой британских специализированных авиационных журналов (как крупных типа Flight International, так и более скромных, "нишевых" — например, Aircraft Finance) в Москве был проведен целый ряд международных конференций.
Обычно эти конференции проводились как бы под эгидой какого-либо профильного российского ведомства. "Как бы" -потому что участие этого самого ведомства, как правило, ограничивалось приветственным обращением одного из высокопоставленных чиновников к делегатам.
Первый Салон гражданской авиации послужил трибуной острых публичных дискуссий по проблемам отрасли |
Далее — по отработанной схеме: ведущие специалисты из зарубежных компаний, выступающие в качестве лекторов-профессионалов, разъясняют собравшимся основы мировых тенденций в различных областях воздушного транспорта и дают рецепты решения специфических российских проблем, а их коллеги пытаются наладить полезные деловые связи для последующей реализации своего товара местным потребителям. Роль российских участников в основном сводилась к выступлениям с докладами-отчетами.
Практически одновременно аналогичные конференции, посвященные проблемам воздушного транспорта в государствах СНГ и Восточной Европы, стали проводить и в других странах. С точки зрения российских делегатов, это были довольно увлекательные, хотя и дорогие мероприятия — можно было познакомиться с интересными людьми и в целом приятно провести время.
Уже к середине 90-х гг. такая модель проведения конференций исчерпала себя. Какого-либо заметного влияния на профессиональную жизнь отрасли они оказать не смогли, да и бизнес воздушных перевозок в стране к тому времени набрал такой темп развития, при котором наиболее передовые компании уже миновали стадию усвоения основ мирового опыта.
Финансовый кризис 1998 г. в России окончательно подорвал заинтересованность иностранных организаторов в проведении такого рода мероприятий, и в последовавшие затем годы число конференций по воздушному транспорту России и стран СНГ сократилось практически до нуля. Однако в прошлом году этот интерес проснулся вновь, отражая общее оздоровление экономики и устойчивый рост авиационных перевозок за последние три года в России. Сыграла свою роль и перспектива вступления России в ВТО, что может означать либерализацию российского рынка воздушных перевозок и открытие доступа на него для западной авиационной техники.
Ведь сегодня — не то что вчера
В воздушном транспорте нашей страны зреют и набирают силу новые, позитивные процессы. Ощущается бурный рост самосознания отрасли как самостоятельного экономического субъекта с собственными амбициями, цеховыми и групповыми интересами. Для отстаивания этих интересов и позиционирования отрасли в экономической системе страны появилась необходимость в эффективных инструментах, образно говоря, в трибунах и рупорах. И гражданская авиация страны начинает создавать такие инструменты.
В прошлом году был успешно проведен первый Салон гражданской авиации в аэропорту "Домодедово". С 2001 г. набирает обороты уже ставший традиционным Сибирский авиакосмический салон в Красноярске. Шестой год проводится ежегодный конкурс российских авиакомпаний на соискание премии "Крылья России". В рамках российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта создан и начинает активно действовать совет по информационной политике.
Возросшее самосознание и окрепший голос отрасли позволили заострить и привлечь внимание общества к ряду системных проблем. В первую очередь — это проблема взаимоотношений субъектов воздушного транспорта и авиационной промышленности, которая получила широкую огласку, что, видимо, уже не позволит мощному лобби авиапромышленников проводить через правительство решения, выгодные лишь им самим.
В конце прошлого и начале этого года состоялся ряд встреч руководителей промышленности и воздушного транспорта, на которых достаточно открыто обсуждалось будущее российской гражданской авиации. Горячие дискуссии по различным аспектам деятельности гражданской авиации развернулись на страницах центральных газет и журналов. И вектор не только общественного мнения, но и государственной политики в гражданской авиации начинает, пусть и мучительно медленно, изменять свое направление в сторону более полного учета предпочтений всех заинтересованных сторон.
Еще одна проблема отечественного воздушного транспорта — слабое позиционирование в отечественном и международном бизнесе. Отрасль пока явно недооценивается как отечественными, так и зарубежными инвесторами. Большинство иностранных коллег до сих пор рассматривают российских авиаперевозчиков как не самых привлекательных и надежных партнеров. И этот негативный стереотип сам по себе не развеется; предстоит приложить немалые усилия для его преодоления.
От слов к делу
5 декабря прошлого года на ежегодном собрании членов АЭВТ рассматривался вопрос об интенсификации деятельности в области развития профессиональных и общественных связей.
В выступлениях руководителей авиакомпаний высказывались мысли о том, что сегодня не хватает "площадки" для обсуждения стратегических вопросов развития бизнеса авиационных перевозок в более широком контексте, выходящем за пределы "технологических" аспектов текущей деятельности отрасли. Отмечалось, что необходима трибуна для продвижения отрасли как внутри страны, так и за рубежом, в более широких аудиториях, нежели профессиональное сообщество российского воздушного транспорта и промышленности.
Годовое собрание АЭВТ рекомендовало проработать возможность проведения крупного форума гражданской авиации. Была сформирована рабочая группа, которая в начале этого года рассмотрела возможные концепции мероприятия и на очередном правлении АЭВТ в феврале ознакомила членов правления с результатами своей работы.
На состоявшемся вскоре после этого заседании совета по информационной политике руководители подразделений по внешним связям ведущих авиакомпаний рекомендовали организаторам форума уделить более пристальное внимание продвижению авиакомпаний и отрасли в целом среди международного инвестиционного сообщества, экономистов и аналитиков, исследующих перспективы ведения бизнеса в России. Они подчеркнули, что российские перевозчики заинтересованы в установлении более широких контактов со своими зарубежными коллегами.
Именно в этом направлении и ведется сейчас работа по подготовке форума. Основной акцент в выборе докладов и тем для дискуссий делается на изменениях, происходящих на рынке воздушных перевозок России, развитии бизнеса воздушных перевозок и связанных с ним сегментов финансового рынка, модернизации парка авиационной техники. Отдельная сессия форума будет посвящена проблемам более широкого внедрения информационных технологий, продаже авиаперевозок.
Организаторы форума надеются на активное и заинтересованное участие в нем предприятий отрасли и со своей стороны приложат все усилия для того, чтобы проводимая в октябре этого года профессиональная конференция по воздушному транспорту "Крылья России" полностью соответствовала современному этапу развития гражданской авиации страны.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft