Авиакомпания Wizz Air использует пандемию COVID-19 для дальнейшего роста

Самолет семейства А320 авиакомпании Wizz Air
В парке Wizz Air около 120 ВС семейства Airbus A320. В прошлом финансовом году услугами Wizz Air воспользовалось почти 35 млн пассажиров :: Анна Зверева

Пандемия COVID-19 продолжает отсекать, словно скальпелем, воздушное сообщение по всему миру. Авиаперевозчики вынуждены значительно сокращать свои рейсы или даже полностью приостанавливать полеты. Аэропорты теряют пассажиров. Отраслевые ассоциации заявляют о многомиллиардных убытках и просят у государств принять меры поддержки.

На фоне такой грустной обстановки особенно интересным кажется мартовское интервью гендиректора венгерской авиакомпании Wizz Air Йожефа Варади новостному порталу Index.hu. Один из крупнейших лоукостеров Европы чувствует сегодня себя вполне уверенно и планирует продолжить пополнять флот. Более того, текущий кризис рассматривается перевозчиком скорее как возможность для дальнейшего роста.

Хороший запас

Йожеф Варади отмечает, что в условиях пандемии COVID-19 каждая страна Евросоюза действует по-своему и принимаемые государствами решения не скоординированы на общеевропейском уровне. А хаотичное принятие решений вызывает панику и неуверенность у потребителей. Спрос в сфере авиаперевозок в марте упал на 20–25%, а в апреле снижение будет еще большим. Однако в Wizz Air ожидают, что спрос вновь начнет расти в мае и вернется к прежнему уровню к июню. 

Финансовые убытки отрасли оцениваются в 40–60 млрд долл. У некоторых авиакомпаний есть серьезные проблемы с ликвидностью — кредитный рынок потерпел крах, поэтому они не смогут получить оттуда деньги. Если кто-то хочет взять кредит сегодня, то это стоит значительно больше, чем два месяца назад. С другой стороны, банки рассматривают вопрос о том, стоит ли кредитовать авиакомпанию, попавшую в беду.

Топ-менеджер уверен, что это приведет к тому, что более слабые авиакомпании обанкротятся или продолжат ослабевать, а более сильные игроки рынка смогут выйти на значительно лучшие позиции после кризиса. 

"Мы вошли в этот кризис с 1,5 млрд евро. Согласно отраслевым исследованиям, Wiz Air является одной из самых сильных авиакомпаний в мире с точки зрения ликвидности и платежеспособности. Так что если этот кризис действительно причиняет боль, он больше причинит боль другим, чем нам. Если бы мы не летали ни одним рейсом, мы могли бы финансировать себя около трех лет. У многих наших конкурентов ликвидность составляет всего 1–2 месяца, многие уже пытаются получить кредиты на рынке, ведут переговоры с правительствами о финансовой помощи, иначе они не смогут выжить", — сказал Варади.

По словам главы Wizz Air, сильные потрясения отрасли прошлых лет — различные эпидемии и экономические спады — сформировали некую философию управления перевозчиком, согласно которой у авиакомпании должен быть серьезный резерв. С одной стороны, он позволяет быть более устойчивыми во время кризиса или слабых экономических условий. С другой — позволяет предпринять оперативные действия, если появляется стратегическая возможность.

Спасательный круг

Йожеф Варади уверен, что лоукостеры гораздо более устойчивы к внешним шокам, чем классические авиаперевозчики. Это было продемонстрировано при извержении вулкана в Исландии в 2010 г. и при вспышке атипичной пневмонии в начале 2000-х.

Почти половина воздушного сообщения в Европе уже обеспечивается авиадискаунтерами, что, как ожидается, придаст им новый импульс в ущерб перевозчикам с традиционной бизнес-моделью. Другой эффект заключается в том, что в целом это усилит консолидацию рынка.

По словам топ-менеджера, в Европе все еще остается много слабых авиакомпаний, которые нуждаются в государственной поддержке. Однако такой путь не ведет к устойчивости игроков рынка в долгосрочной перспективе. 

"Мы не думаем о государственной помощи. Более интересно то, что случится с теми, кто получит ее, потому что они не были успешны на рынке. С одной стороны, эти деньги обычно должны быть возвращены и эти компании не смогут расти таким же образом <...>. С другой — есть и юридический вопрос, насколько законной является такая помощь", — подчеркивает Варади.

Пока многие авиаперевозчики приостанавливают или даже отменяют заказы на поставку новых ВС, Wizz Air, наоборот, намерена ввести в эксплуатацию новые машины раньше, чем планировалось. Ожидается, что уход с рынка некоторых игроков откроет новые ниши для венгерского перевозчика.

Кроме того, по словам Варади, во времена кризиса всегда происходит массовый переход от классических авиакомпаний к дискаунтерам.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.