Авиакомпания Wizz Air использует пандемию COVID-19 для дальнейшего роста
Пандемия COVID-19 продолжает отсекать, словно скальпелем, воздушное сообщение по всему миру. Авиаперевозчики вынуждены значительно сокращать свои рейсы или даже полностью приостанавливать полеты. Аэропорты теряют пассажиров. Отраслевые ассоциации заявляют о многомиллиардных убытках и просят у государств принять меры поддержки.
На фоне такой грустной обстановки особенно интересным кажется мартовское интервью гендиректора венгерской авиакомпании Wizz Air Йожефа Варади новостному порталу Index.hu. Один из крупнейших лоукостеров Европы чувствует сегодня себя вполне уверенно и планирует продолжить пополнять флот. Более того, текущий кризис рассматривается перевозчиком скорее как возможность для дальнейшего роста.
Хороший запас
Йожеф Варади отмечает, что в условиях пандемии COVID-19 каждая страна Евросоюза действует по-своему и принимаемые государствами решения не скоординированы на общеевропейском уровне. А хаотичное принятие решений вызывает панику и неуверенность у потребителей. Спрос в сфере авиаперевозок в марте упал на 20–25%, а в апреле снижение будет еще большим. Однако в Wizz Air ожидают, что спрос вновь начнет расти в мае и вернется к прежнему уровню к июню.
Финансовые убытки отрасли оцениваются в 40–60 млрд долл. У некоторых авиакомпаний есть серьезные проблемы с ликвидностью — кредитный рынок потерпел крах, поэтому они не смогут получить оттуда деньги. Если кто-то хочет взять кредит сегодня, то это стоит значительно больше, чем два месяца назад. С другой стороны, банки рассматривают вопрос о том, стоит ли кредитовать авиакомпанию, попавшую в беду.
Топ-менеджер уверен, что это приведет к тому, что более слабые авиакомпании обанкротятся или продолжат ослабевать, а более сильные игроки рынка смогут выйти на значительно лучшие позиции после кризиса.
"Мы вошли в этот кризис с 1,5 млрд евро. Согласно отраслевым исследованиям, Wiz Air является одной из самых сильных авиакомпаний в мире с точки зрения ликвидности и платежеспособности. Так что если этот кризис действительно причиняет боль, он больше причинит боль другим, чем нам. Если бы мы не летали ни одним рейсом, мы могли бы финансировать себя около трех лет. У многих наших конкурентов ликвидность составляет всего 1–2 месяца, многие уже пытаются получить кредиты на рынке, ведут переговоры с правительствами о финансовой помощи, иначе они не смогут выжить", — сказал Варади.
По словам главы Wizz Air, сильные потрясения отрасли прошлых лет — различные эпидемии и экономические спады — сформировали некую философию управления перевозчиком, согласно которой у авиакомпании должен быть серьезный резерв. С одной стороны, он позволяет быть более устойчивыми во время кризиса или слабых экономических условий. С другой — позволяет предпринять оперативные действия, если появляется стратегическая возможность.
Спасательный круг
Йожеф Варади уверен, что лоукостеры гораздо более устойчивы к внешним шокам, чем классические авиаперевозчики. Это было продемонстрировано при извержении вулкана в Исландии в 2010 г. и при вспышке атипичной пневмонии в начале 2000-х.
Почти половина воздушного сообщения в Европе уже обеспечивается авиадискаунтерами, что, как ожидается, придаст им новый импульс в ущерб перевозчикам с традиционной бизнес-моделью. Другой эффект заключается в том, что в целом это усилит консолидацию рынка.
По словам топ-менеджера, в Европе все еще остается много слабых авиакомпаний, которые нуждаются в государственной поддержке. Однако такой путь не ведет к устойчивости игроков рынка в долгосрочной перспективе.
"Мы не думаем о государственной помощи. Более интересно то, что случится с теми, кто получит ее, потому что они не были успешны на рынке. С одной стороны, эти деньги обычно должны быть возвращены и эти компании не смогут расти таким же образом <...>. С другой — есть и юридический вопрос, насколько законной является такая помощь", — подчеркивает Варади.
Пока многие авиаперевозчики приостанавливают или даже отменяют заказы на поставку новых ВС, Wizz Air, наоборот, намерена ввести в эксплуатацию новые машины раньше, чем планировалось. Ожидается, что уход с рынка некоторых игроков откроет новые ниши для венгерского перевозчика.
Кроме того, по словам Варади, во времена кризиса всегда происходит массовый переход от классических авиакомпаний к дискаунтерам.
Ссылки по теме
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent