Беспокойство аэропортов
Роберт УОЛЛ, Лондон
Ожидается, что дополнительные расходы на безопасность и уменьшение количества клиентов авиакомпаний будут продолжать оказывать давление на европейские аэропорты в течение нескольких лет, однако маячащий на горизонте недостаток пропускной способности означает, что капиталоемкие инфраструктурные проекты должны быть продолжены.
Эд Руттен, главный управляющий директор амстердамского аэропорта Скипхол, предупреждает, что при сравнении прогнозов роста пассажиропотока и масштабов уже запланированных строительных проектов становится ясно, что в 2030 г. европейские аэропорты будут не способны справиться с 10% пассажиропотока. Он добавил, что по меньшей мере 19 аэропортов будут так же перегружены, как лондонский аэропорт Хитроу сейчас.
Эту мысль подчеркивает Оливье Янковец, генеральный директор европейского подразделения Международного совета аэропортов (ACI): "Долгий срок строительства аэропортов и ожидаемое удвоение воздушных перевозок к 2030 г. означают, что аэропортам необходимо начать инвестировать сейчас, с тем чтобы построить мощности, которые будут востребованы завтра". Однако он добавляет, что это нелегкая задача после многих месяцев падения выручки и при стоимости капитала, остающейся намного выше докризисного уровня.
Тем не менее ситуация на рынках капитала улучшается. Элиот Лис, вице-президент частного агентства по финансированию аэропортов SH&E, говорит, что за прошедшие 3–6 месяцев было заключено больше сделок, чем за предыдущие 18. Более того, он отмечает, что аэропортам легче привлекать капитал, чем авиакомпаниям. В этом году парижская компания Aeroports de Paris уже выпустила облигации.
Еще одной иллюстрацией того, что вливания капитала возобновляются, служит тот факт, что компания Global Infrastructure Partners, которая купила лондонский аэропорт Гэтвик за 1,5 млрд фунтов (2,2 млрд долл.), планирует выпустить облигации, для того чтобы заместить долгосрочным долгом краткосрочные займы, которые ей первоначально пришлось привлечь для сделки. Прошлогодние ограниченные рынки капитала заставили инвестиционную группу полагаться на краткосрочные займы, для того чтобы завершить сделку.
Однако аэропорты по-прежнему находятся в неблагоприятном положении. Насколько трудной остается ситуация для многих аэропортов, стало ясно в феврале, когда агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило кредитный рейтинг управляющей компании дублинского аэропорта — Dublin Airport Authority. Кредитный аналитик Джеймс Хоскинс говорит, что негативный прогноз отражает очень слабую экономическую среду в Ирландии и последующее значительное падение пассажиропотока, которое мы ожидаем в 2010 г. (S&P, как и Aviation Week, является подразделением The McGraw-Hill Companies.)
Еще более осложняя положение, общая экономическая ситуация в Европе повсеместно ухудшилась, несмотря на то что рост стал возвращаться в некоторые секторы. Таким образом, есть только скромный подъем, а риск нового падения остается.
Аэропорты также по-прежнему обеспокоены состоянием авиакомпаний, в особенности ввиду количества потенциальных банкротств. Николас Пейнвин, руководитель отдела транспортного рынка рейтингового агентства Fitch, указывает, что банкротства Sabena и Swiss оказали отрицательное влияние на их базовые аэропорты — Брюссельский международный аэропорт и аэропорт Цюриха соответственно.
Изменения в европейских авиакомпаниях тщательно отслеживаются. Руттен ожидает, что 50% пассажиропотока в Европе в 2013 г. будет генерироваться низкотарифными авиакомпаниями, которые увеличат давление на аэропорты, добиваясь минимальных издержек при обеспечении обслуживания без излишеств. Несколько аэропортов замораживают увеличение тарифов или даже снижают их, хотя авиакомпании утверждают, что им нужны еще большие послабления, поскольку они борются с большими убытками.
Кроме того, отрасль аэропортов имеет дело со значительными затратами, связанными с новыми требованиями безопасности; ожидается, что расходы на сканеры тела достигнут 1 млрд евро, а еще 1 млрд евро будет потрачен на установку оборудования для обнаружения жидких и гелевых взрывчатых веществ, в то время как Европейский союз постепенно отменяет свой запрет на пронос жидкостей на борт самолетов.
Руттен опасается, что некоторые виды оборудования для обнаружения жидкостей могут быть установлены до того, как будет решены все проблемы начального периода. В следующем году ЕС начнет постепенное свертывание ограничений на пронос жидкостей для рейсов с пересадкой; полная отмена ограничений запланирована на 2013 г.
Однако Руттен также видит долгосрочный потенциал для модернизации. Он говорит, что по мере отработки технологии она приведет к увеличению эффективности. Скипхол уже почувствовал увеличение эффективности благодаря сканерам тела, которые привлекли к себе внимание после попытки взрыва на рейсе № 253 авиакомпании Northwest Airlines 25 декабря 2009 г. Представители Скипхола заявляют, что аэропорт поработал с поставщиком микроволновых сканеров тела, L-3 Communications, над улучшением системы, а недавняя модернизация программного обеспечения уменьшила нагрузку на операторов и улучшила скорость сканирования на 8 с на человека. Сканер также обеспечивает более избирательные обыски, а это позволяет надеяться, что весь процесс обеспечения безопасности может быть ускорен по сравнению с использованием традиционных детекторов металла. Руттен заключает: "В конце концов, инвестиции могут окупиться".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent