Безопасное авиапутешествие в новых условиях
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в начале марта опубликовала результаты опроса авиапассажиров, которые показывают, что люди чувствуют себя все более уверенно в отношении управления рисками, связанными с пандемий COVID-19 во время путешествия. Их угнетают ограниченные возможности совершать авиаперелеты, они готовы летать больше и недовольны непредсказуемыми и нескоординированными ограничениями, вводимыми в разных странах.
68% респондентов, участвовавших в опросе, заявили, что качество их жизни упало из-за потери свободы путешествий. Ограничения в перемещении влекут социальные и экономические последствия, влияют на здоровье людей. Около 40% респондентов отметили ментальный стресс и упущенные важные моменты в жизни из-за ограничений на путешествия. И примерно треть признались, что это мешает им нормально вести бизнес.
"Для всех нас высший приоритет — обеспечение безопасности в период пандемии. Но важно, чтобы мы подготовили план действий, который позволит открыть границы, контролировать риски и даст возможность людям вернуться к нормальной жизни. Последнее включает в себя возможность путешествий. Становится ясно, что мы должны научиться жить и путешествовать в мире, в котором есть COVID-19 […]", — считает генеральный директор IATA Александр де Жюньяк.
РАСТУЩЕЕ ДОВЕРИЕ
Для того чтобы былая популярность и востребованность авиатранспорта быстрее вернулась в нашу жизнь, участники рынка авиаперевозок делают все возможное, чтобы сделать путешествие максимально комфортным и безопасным в сложившихся условиях.
Меры, принятые в настоящее время (измерение температуры перед посадкой на борт самолета и тотальное использование масок в полете), задают базовые стандарты санитарной безопасности. Системы кондиционирования, оборудованные высокоэффективными фильтрами, очищают воздух в салоне современного лайнера до уровня операционной в больнице. В совокупности с усиленными протоколами уборки это дает достаточную уверенность в том, что здоровье пассажиров в полете в безопасности.
НАУКА ПОДТВЕРЖДАЕТ
Особенности системы кондиционирования и фильтрации воздуха салонов современных пассажирских самолетов позволяют свести к минимуму риск передачи вирусов. Для того чтобы подтвердить это утверждение, независимо друг от друга сразу несколько мировых производителей наиболее распространенных моделей авиатехники провели многомесячные испытания и пришли к одинаковому выводу, что условия, в которых пассажиры находятся в полете, намного более безопасны, чем при их нахождении в помещении, а иногда и на улице, на земле.
Европейский производитель самолетов Airbus использовал специально разработанные компьютерные пространственные модели, которые с высокой степенью точности воссоздали процесс перемещения воздуха в салоне одного из самых распространенных в России самолетов — узкофюзеляжного А320, причем с максимально плотной рассадкой пассажиров. В основу моделирования легли данные собственной научной лаборатории компании по изучению воздуха в салоне воздушного судна, а также результаты многочисленных испытаний, проводимых на борту самолета как в полете, так и на земле.
В ходе испытаний были смоделированы разные ситуации на борту и проведена оценка перемещения частиц в воздухе салона во время дыхания пассажиров, разговоров, кашля и чихания. Одним из основных условий эксперимента было обязательное ношение масок всеми пассажирами.
В общей сложности специалистами Airbus было смоделировано и проанализировано порядка 50 млн данных по салону самолета, включая скорость воздуха, направление его движения, температуру и другие показатели.
:: Airbus
Результаты исследования показали, что риск передачи вредных частиц в самолете в разы ниже, чем в любом другом общественном месте. Еще одним важным выводом эксперимента стало научное подтверждение того, что безопасная дистанция между пассажирами сохраняется даже при плотной рассадке экономического класса. За счет полного обновления воздуха в салоне самолета каждые 2–3 мин, использования высокоэффективных HEPA-фильтров, удаляющих 99,9% всех попадающих в них вирусов и микроорганизмов, и особенностей зонального распределения воздуха сверху вниз в пределах одного ряда распространение частиц в воздухе салона существенно замедляется.
На практике это означает, что даже когда в самолете все три кресла в одном ряду заняты и физическое расстояние между пассажирами составляет около 30 см, это обеспечивает тот же уровень безопасности, что и при соблюдении социальной дистанции в 1,8 м в обычных условиях.
В качестве дополнительных мер безопасности Airbus рекомендовал авиакомпаниям — и они это исправно делают — включать вентиляцию и рециркуляцию еще до того, как пассажиры попадут на борт самолета, чтобы воздух был очищен перед полетом, а также между рейсами. Естественным требованием является и тщательная уборка салона между полетами.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
По оценке экспертов, причины низкой вероятности передачи вируса в полете связаны с тем, что на борту воздушного судна сочетаются несколько факторов, препятствующих непосредственному распространению вирусной инфекции.
В первую очередь это обусловлено компоновкой воздушного судна — пассажирские кресла располагаются в одном направлении (не лицом к лицу); кроме того, физические барьеры между пассажирами обеспечиваются спинками сидений и пассажиры, как правило, остаются на своем месте после рассадки в течение всего полета, за исключением случаев посещения туалетных комнат.
Другой ключевой фактор защиты обеспечивается особенностями организации системы кондиционирования воздуха в салоне самолета.
:: "Аэрофлот"
Во всех современных самолетах воздух полностью обновляется примерно 20–30 раз в час. При этом система кондиционирования устроена так, что из поступающего в салон воздуха, вдыхаемого пассажирами, 50% — свежий воздух, забираемый извне (отводится от компрессоров двигателя), а оставшиеся 50% — это рециркулируемый воздух, который проходит через HEPA-фильтры (High Efficiency Particulate Arrestance — высокоэффективное удержание частиц), эффективность которых даже при фильтрации самых сложных для улавливания бактерий и вирусов размером 0,1–0,3 мкм составляет 99,995%. Похожие фильтры можно найти в инфекционных больницах.
Перемещение воздушного потока происходит с высокой скоростью (1 м/с), от потолка к полу, где воздух откачивается через вентиляционные отверстия, расположенные у каждого ряда кресел. Половина объема воздуха сбрасывается наружу через выпускные клапаны, а другая половина возвращается через фильтры в систему кондиционирования (он постоянно обновляется в отличие от общественных зданий и офисов). То, что поток идет вертикально, а не горизонтально, ограничивает вероятность распространения вируса.
:: Airbus
Кроме того, в современных ВС патрубки подачи и всасывания воздуха в салоне расположены так, что циркуляция воздуха происходит преимущественно в поперечном направлении, так что перемешивания вдоль салона нет.
Американский производитель авиатехники Boeing совместно с университетом Аризоны (США) в ходе испытаний доказали, что применяемые сейчас авиакомпаниями дезинфицирующие средства эффективно уничтожают вирус, вызывающий COVID-19.
Испытания проводились на борту самолета Boeing с использованием живого вируса MS2. Вирус MS2 безвреден для человека, но уничтожить его сложнее, чем SARS-CoV-2. Вирус MS2 в течение многих лет использовался в научных и промышленных исследованиях, но никогда раньше не применялся в салоне самолета.
Университет Аризоны предоставил образцы вируса MS2, проанализировал результаты испытаний и экстраполировал их на вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19.
В рамках исследования образцы вируса MS2 были нанесены в зонах с высокой частотой касания, включая поверхность откидных столов, подлокотники, подушки кресел, багажные полки, а также в туалете и на кухне на борту самолета. Техники продезинфицировали каждую зону с помощью различных продуктов и технологий. Химические дезинфицирующие средства наносились двумя способами: ручным протиранием и электростатическим распылителем.
:: Boeing
После проведения дезинфекции была тщательно проанализирована каждая зона по отдельности. Результаты показали, что используемые в настоящее время и рекомендуемые продукты, методы и технологии хотя и имеют разную степень эффективности, но все они успешно уничтожают вирус.
Результаты исследования самолетостроителей подтверждаются статистикой. Международная ассоциация воздушного транспорта, представляющая 290 авиакомпаний из 120 стран, провела собственное исследование, согласно которому риск заразиться коронавирусом на борту самолета крайне низок. По данным IATA, c января по июль 2020 г. было зарегистрировано 44 официальных случая заражения на борту, при том что за это время авиакомпании перевезли 1,2 млрд пасс. Это означает, что вероятность заболеть во время полета составляет 1 к 27 млн.
ТЕРМИЧЕСКАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ ПИЛОТСКОЙ КАБИНЫ
Биозащита летных экипажей является не менее важной задачей, а кабина пилотов — одной из самых сложных зон для обработки с использованием традиционных химических дезинфицирующих средств. Поэтому Boeing предложил термическую обработку пилотской кабины для борьбы с коронавирусом. Исследования подтвердили, что нагрев поверхностей, особенно приборной панели в кабине пилотов, до температуры 50⁰С в течение трех часов убивает (по сути, поджаривает) более 99,99% вирусов SARS-CoV-2.
:: Boeing
НА УРОВНЕ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ
Между тем мир все больше узнает о болезни и ее распространении, и на основе этих знаний отрасль воздушного транспорта постоянно совершенствует методы снижения риска заражения во время путешествия. Как Международная организация гражданской авиации (ICAO), так и IATA разработали методические рекомендации по обеспечению биобезопасности, основанные на исследованиях и лучшем практическом опыте авиакомпаний мира. Флагман российского воздушного транспорта "Аэрофлот — российские авиалинии" неукоснительно выполняет эти рекомендации.
:: "Аэрофлот"
Гигиенические мероприятия занимают важнейшее место в подготовке к рейсу воздушных судов. Все поверхности в салоне самолета дезинфицируются. Подготовленный персонал проводит тщательную уборку перед каждым рейсом и дополнительную профилактическую дезинфекцию раз в неделю. На борту каждого самолета есть запас масок и универсальный профилактический комплект для проведения противоэпидемических мероприятий, а обычное мыло в туалетных комнатах заменили на антибактериальное. Перед входом на борт самолета пассажирам производится обработка рук безопасными дезинфицирующими жидкостями.
Чистота воздуха на всех самолетах авиакомпании обеспечивается использованием современных систем рециркуляции и очистки воздуха с мощными HEPA-фильтрами, которые по новым регламентам теперь меняются еще чаще, чем обычно.
Поэтому воздух в пассажирском салоне не просто свежий, а практически стерильный.
Вместе с тем здоровье пассажиров во многом определяется их собственным поведением. По требованиям "Аэрофлота", на борту воздушного судна пассажиры с момента посадки весь полет должны использовать защитную маску, закрывающую нос, рот и подбородок. Менять ее предписывается каждые 3 ч. В случае необходимости бортпроводники предоставляют защитные маски для замены использованных.
:: "Аэрофлот"
При посадке и высадке пассажиры должны соблюдать рекомендованную социальную дистанцию в 1,5–2 м, а во время полета находиться на своем месте с пристегнутыми ремнями безопасности. Перемещение пассажиров по салону во время полета строго ограничено посещением туалетной комнаты. При посещении туалетной комнаты в проходах самолета необходимо соблюдать рекомендованную социальную дистанцию в 1,5–2 м. Сама туалетная комната во время полета регулярно обрабатывается дезинфицирующими средствами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАХОВКА
Появляющиеся новые технологии являются дополнением к высокоэффективным системам кондиционирования воздуха на борту. Например, свет — видимое и ультрафиолетовое излучение — еще одно гигиеническое решение. Свет в диапазоне 405 нм — это дезинфицирующий компонент солнечного света. Фиолетовый свет может работать постоянно и скрываться за обычной белой подсветкой. Это решение используется, чтобы стерилизовать бортовые кухонные блоки и туалетные комнаты.
Свет UV-C (длина волны 275 нм) используется для интенсивной дезинфекции, только между полетами. Как фиолетовый, так и свет UV-C известны в качестве эффективного средства против бактерий, вирусов и грибков.
Среди других мер по предотвращению распространения инфекции важную роль играют технологии и процедуры, сводящие к минимуму физический контакт пассажиров с поверхностями как на борту самолетов, так и в аэропортах.
В воздухе — катарская авиакомпания одной из первых в мире предлагает пассажирам возможность полностью бесконтактного управления системой заполнения досуга на борту самолета. Новая технология позволяет пассажиру связать собственное смарт-устройство с экраном развлекательной системы в спинке впереди стоящего кресла.
На земле — сингапурский аэропорт одним из первых в мире активно устанавливает бесконтактные киоски для самостоятельной регистрации пассажиров и сдачи багажа. Устройства оснащены инфракрасными сенсорами, позволяющими пассажирам выбрать необходимую опцию на экране, просто указав на нее пальцем, — физического касания экрана не происходит.
:: Changi
Многие расширяют диапазон бесконтактных действий. Так, в аэропортах Пекина, Шанхая и Гуанжоу в помещениях дезинфекцию проводят роботы, и даже кнопки лифтов в терминалах не требуют прикосновения для управления.
"Золотым стандартом" стали процедуры онлайн-регистрации, использования посадочных талонов в мобильных устройствах, самостоятельная сдача багажа.
В рамках программ технологической биобезопасности ведущие IT-компании разрабатывают системы для аэропортов, основанные на биометрических данных, которые позволят избежать излишних контактов на наиболее ответственных этапах предполетных процедур.
Пожалуй, самый масштабный на сегодняшний день проект биометрической идентификации, распространенный на все пространство аэровокзального комплекса, реализован в Пекинском международном аэропорту. Данное комплексное решение, задействующее технологию распознавания лиц, позволяет организовать движение пассажиров от стойки регистрации до посадки в самолет в полностью "автоматическом" режиме, без предъявления документов.
Технология позволяет пассажиру, единожды попав в систему на стойке регистрации посредством сканирования лица, проходить последующие этапы предполетных формальностей (сдача багажа, паспортный контроль, досмотр и посадка) в бесконтактном автоматическом режиме. Система используется даже при покупках в магазинах беспошлинной торговли, освобождая от необходимости предъявлять посадочный талон на кассе.
:: SITA
В аэропорту Пекина (крупнейший в Китае аэропорт, пассажиропоток которого в период с 2018 по 2020 г. ежегодно превышал 100 млн чел.) установлены 600 точек биометрического контроля, включая 250 линий автоматических пропускных пунктов, 80 киосков регистрации и 30 станций самостоятельной сдачи багажа.
Ряд аэропортов, такие как Балтимор/Вашингтон, Лондон-Сити, Майами, нью-йоркский аэропорт им. Джона Кеннеди, начинают использовать инновационные технологии для контроля за соблюдением требований социальной дистанции. Сенсоры лазерной системы обнаружения и измерения дальности (лидар) анализируют перемещение пассажиров в зоне досмотра, пересчитывая количество людей, измеряя скорость и засекая направление их движения. Затем аналитическая программа вычисляет физическое расстояние и выдает простые и понятные уведомления для пассажиров и сотрудников аэропорта.
Многие из введенных мер, вызывающие дискомфорт, являются временными и будут поэтапно смягчаться вплоть до возвращения к обычному режиму пребывания и обслуживания пассажиров в аэропорту и на борту самолета, другие — удобные — останутся с нами. Авиаотрасль быстро адаптируется к "новой нормальности" для спокойствия и уверенности пассажиров.
Безопасного вам авиапутешествия!
:: "Аэрофлот"
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft