Безответственное производство или запасной парашют

Источник:
: Авиационное страхование
Подробно об авторе:
Виталий Костюков, ООО "Росгосстрах"

Экономя на страховании собственной ответственности, многие товаропроизводители полагают, что можно найти более разумное вложение капитала, однако, получив судебное предписание на уплату многомиллионного ущерба, можно потерять не только сэкономленные на страховке средства, но и зачастую предприятие целиком. Как не довести свое предприятие до банкротства и какие могут быть последствия неразумной политики управления рисками?
Эта история случилась в середине девяностых, когда о страховании в нашей стране только начинали узнавать. Хотя некоторые наши сограждане и страховали дачные домики или квартиры, но даже ОСАГО не было еще и в проекте, да и сами автомобили редко выступали объектом страховой защиты.
Однако в авиационной среде люди традиционно чаще сталкивались со страхованием, что связано и с высокой стоимостью авиатехники, и с огромной ответственностью владельцев и эксплуатантов, а также с тем, что приходилось летать за границу, где страхование ответственности при эксплуатации ВС было не только общепринятым, но и обязательным требованием для осуществления полетов.
Одна российская компания — производитель небольших самолетов договорилась о поставках своей продукции в США. Партнер компании за океаном согласился реализовать несколько десятков образцов продукции частным клиентам, клубам и другим потенциальным потребителям такого типа самолетов. Контракт был подписан, продукцию начали поставлять в Штаты, а стороны готовились подсчитывать прибыль от обоюдовыгодной сделки. При этом про такую, казалось бы, мелочь, как страхование ответственности товаропроизводителя за качество продукции, все стороны сделки забыли. 
Дальше все произошло, как в дурном сне: в процессе эксплуатации покупателем уже на территории США одна из машин по причине брака в силовой конструкции (как потом было установлено) разбилась. Пилот погиб. Начались судебные тяжбы и разбирательства. Российского производителя от полного разорения спасло то, что владелец самолета (он же — погибший пилот) был пенсионером и одиноким человеком и наследников у него не осталось. Американские адвокаты сумели отсудить всего лишь, если можно так выразиться, 1,8 млн долл., что по их меркам сущие пустяки.
В страховом мире широко известны прецеденты, когда иски наследников погибших в авиационных катастрофах специально подавались в американские суды, даже если катастрофа происходила совершенно в другой части света, а погибшие не были гражданами США. А в отличие от европейских (и тем более российских) судов, американские не просто выносят решения в пользу жертв (или их наследников), а обязывают виновников катастроф уплатить огромные компенсации за моральный вред, который в нашей судебной практике крайне редко принимается в расчет, да и в Европе не оценивается такими астрономическими суммами.
Именно по этой причине во всем мире давным-давно придуман и введен в действие такой эффективный инструмент, как страхование ответственности производителя и разработчика авиационной техники. В наше время большое количество российских производителей, так или иначе связанных с авиацией, поставляют продукцию потребителям в самых разных частях света. 
Только отношение к страхованию не очень-то изменилось с того времени: хорошо, если конечный потребитель изделия в обязательном порядке прописывает в контракте страхование ответственности товаропроизводителя и у отечественного предприятия просто не остается выбора, кроме как обратиться в страховую компанию и застраховать свои риски. Если же обязательных требований нет, зачастую продукция продается просто так, без всякого страхования, а компания экономит на оплате страховой премии. 
Но ведь речь идет не только о частях или заготовках, а порой и о готовых самолетах и вертолетах, где риск ошибки производителя и разработчика существенно выше, чем, скажем, в титановой поковке. 
В завершение хотелось бы сказать, что страховой полис лучше покупать в проверенных крупных компаниях — это гарантирует не только полноценную страховую защиту разработчикам и производителям авиационной техники, но и своевременную выплату компенсаций. Обладая значительными страховыми резервами, страховщик в состоянии после предоставления клиентом документов, позволяющих признать случай страховым, оперативно компенсировать ущерб, используя свои финансовые средства. 
Необходимо помнить, что в жизни велик риск наступления непредвиденных обстоятельств, финансовую защиту от которых способен обеспечить только полис страхования ответственности товаропроизводителя.     

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.