Бизнес-авиации нужны кадры
Мария РЯБОВА, руководитель отдела подбора персонала консалтинговой компании "АвиаПерсонал"
Около 10-15% работников, занятых в сфере гражданской авиации, трудится в сегменте деловой авиации. На сегодня в России практически отсутствует система первоначального авиационного образования, позволяющая готовить персонал по стандартам ICAO. Для работы в бизнес-авиации на ВС отечественного производства, модернизированных под VIP-класс (Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62), летный состав пополняется за счет ресурсов, подготовленных еще в советское время. А вот для эксплуатации ВС иностранного производства операторы и владельцы судов вынуждены переобучать летный состав в сертифицированных центрах Европы и США. Ответственность за переподготовку берет на себя зарубежный учебный центр.
Безусловного, сейчас бизнес-авиация не ощущает угрозы дефицита летного состава — пилоты стремятся в бизнес-авиацию, поскольку уровень заработной платы в данном сегменте существенно выше, чем у регулярных авиаперевозчиков (см. таблицу).
Специалист
|
Регулярные рейсы
|
Бизнес-перевозки
|
---|---|---|
Командир воздушного судна |
4000-7000
|
5000-10000
|
Второй пилот |
1500-3000
|
2500-5000
|
Бортпроводник |
500-1000
|
1000-4000
|
Представитель авиакомпании |
800-1500
|
850-1800
|
Флайт-менеджер |
-
|
800-1500
|
Инженерно-технический персонал |
700-1500
|
1000-2000
|
Диспетчер по планированию рейсов |
От 500
|
От 800
|
Менеджер по организации авиаперевозок |
1000-1300
|
1500-3000
|
Вообще, персонал, работающий в бизнес-авиации, имеет особый профессиональный и личностный портрет, что значительно затрудняет поиск специалистов. Здесь очень важны личные качества сотрудников: стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать с VIP-клиентом, готовность к работе по 24 ч в сутки, умение грамотно и самостоятельно организовать собственный процесс труда. Зачастую административными специалистами выполняется довольно большой круг обязанностей, поэтому их подготовка отчасти должна выходить за рамки подготовки простого администратора или управленца.
Отдельной темой для всего авиационного персонала звучит вопрос стандартов английского языка. В связи с известными требованиями ICAO, которые вступят в действие в 2008 г., эта нехватка кадров станет еще острее. Знание английского языка является неотъемлемым требованием при приеме на работу и менеджеров по продажам, и флайт-менеджеров, и представителей, работающих с клиентами. На данный момент в РФ есть специальные центры по обучению английскому языку, но не все они имеют должные лицензии и сертификаты.
Все существующие преграды для развития бизнес-авиации, которые касаются авиационного персонала, устранимы, но только в том случае, если мы вовремя обратим на них внимание и примем необходимые меры:
- Во избежание кадрового дефицита нужна система первоначального обучения, акцентированная на практической подготовке и соответствующая международным стандартам. Разработка данной системы должна стать прерогативой государства, но реализовываться она может совместно с интересантами из бизнес-сектора.
- Для массово используемых в бизнес-авиации типов ВС иностранного производства, таких как BAe-125, Falcon, Challenger, необходимо создание тренажерного учебного центра на территории России.
- Можно рассматривать и привлечение крупных иностранных учебно-тренировочных компаний для создания на территории РФ филиалов по подготовке авиационно-технического персонала для ВС бизнес-класса.
- Необходим общий стандарт в отношении требований к знанию английского языка для авиационного персонала в соответствии со стандартами ICAO, то есть органами госрегулирования должна быть выработана единая методика обучения и требования к сертификации учебных заведений, которые будут готовить авиационный персонал по нормам ICAO. Должен быть жесткий контроль со стороны государственных органов.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Russia’s aviation authorities anticipate seven per cent traffic decline in 2024
- Russian airlines’ traffic to BRICS countries short of 50% of the pre-pandemic level
- Aeroflot’s financials outperform pre-pandemic results
- The number of passengers at Russian airports increased by 6.7%
- Aeroflot sets record-breaking flight frequencies for key domestic routes
- Russian airlines’ April passenger traffic increased by 8.3%
- Aeroflot adapts Russian IT system for strength analysis in MRO
- Russian lessor GTLK estimated the loss from liquidation of its Irish business at 2.49 billion roubles
- The second Ilyushin IL-114-300 prototype turboprop has made its maiden flight