Ближневосточное шоу
B этом году авиасалон был представлен на специально отведенной для этого мероприятия бизнес-площадке Dubai World Central, куда входит новый дубайский международный аэропорт Аль-Мактум. Уже в день официального открытия Dubai Airshow крупнейшие авиастроители — европейский Airbus и американский Boeing — получили заказы на сумму более 165 млрд долл.
Главным событием авиасалона стало официальное объявление Boeing о запуске программы Boeing 777X. Место выбрано не случайно: большинство заказчиков нового типа самолетов — ближневосточные авиакомпании. Четыре перевозчика объявили о покупке самолетов Boeing 777X — Emirates и Etihad Airways (ОАЭ), катарская Qatar Airways и немецкая Lufthansa. За один день американский авиастроитель собрал заказы на 259 самолетов общей стоимостью 95 млрд долл. Проектирование нового ВС уже идет, начало производства намечено на 2017 г. Первые машины будут поставляться заказчикам с 2020 г.
Изначально запуск программы Boeing 777X был намечен на середину 2013 г., однако представители авиакомпаний подозревали, что программа может быть перенесена на более поздний срок. Ожидалось, что проблемы, возникшие с Boeing 787, могут отсрочить запуск программы Boeing 777X. Boeing до сих пор не разглашает подробности конструкции самолетов Boeing 777X. Известно лишь, что фюзеляж будет удлинен примерно до 76 м, а более короткий вариант под обозначением 777-8X окажется длиннее существующей модели 777-200LR на 4,26 м. Самолеты Boeing 777-9X будут рассчитаны на перевозку более 400 пасс. на расстояние до 15185 км. Вместимость Boeing 777-8X составит 350 пасс. Воздушное судно этой модификации сможет обслуживать маршруты протяженностью до 17220 км. Также сообщалось о возможном увеличении размаха крыла — до 71 м. При этом рассматривается возможность установки электромеханизмов складывания 3,3-метровых законцовок крыла, что позволило бы самолету использовать существующую терминальную инфраструктуру, рассчитанную на дальнемагистральные Boeing 777.
Интерес авиакомпаний к новой программе Boeing можно объяснить и большей топливной эффективностью проектируемых самолетов. По словам президента и генерального менеджера компании "Boeing — Коммерческие самолеты" Рэя Коннера, потребление топлива Boeing 777X будет снижено на 12% по сравнению с любым аналогом.
Базирующаяся в Дубае Emirates объявила на авиасалоне о заказе 150 самолетов Boeing 777X с правом приобретения еще 50 таких воздушных судов. В авиакомпании уточнили, что в заказ входит 35 самолетов Boeing 777-8X и 115 Boeing 777-9X. Сумма сделки оценивается в 76 млрд долл. Кроме проектируемых самолетов Boeing 777X Emirates заказала 50 Airbus A380, они обойдутся авиаперевозчику в 23 млрд долл. Таким образом, общий заказ Emirates на самолеты Boeing 777X и Airbus A380 стал самым большим заказом на гражданские ВС. Если считать подписанные в рамках авиасалона соглашения, портфель заказов Emirates (включая опцион) насчитывает 385 самолетов: 214 Boeing 777, 101 Airbus A380, 70 Airbus A350. Общая стоимость портфеля — 166 млрд долл. Поставки самолетов Boeing 777X начнутся в 2020 г. и должны закончиться к 2025 г. Начало поставок Airbus A380 запланировано на I квартал 2018 г.
Для Emirates на самолетах Boeing 777X будут установлены двигатели 300 GE9X производства General Electric. Самолеты Boeing 777-8X (рассчитаны на 342 пасс.) и Boeing 777-9X (рассчитаны на 440 пасс.) будут поставляться авиакомпании в трехклассной и двухклассной конфигурации соответственно. Напомним, что на предыдущем авиасалоне Dubai Airshow в 2011 г. авиакомпания заказала 50 самолетов Boeing 777-300ER с опционом еще на 20 таких машин, общая стоимость заказа оценивалась в 26 млрд долл. Соглашение о поставке 50 самолетов Airbus A380 увеличило портфель заказов Emirates до 101 ВС, он оценивается в 45 млрд долл. Компоновка самолетов будет выполнена в двух- и трехклассной конфигурации. Машины будут оснащены двигателями Engine Alliance GP7200.
Такие масштабные заказы на дальнемагистральные самолеты характерны для политики Emirates — одной из самых быстрорастущих авиакомпаний в мире, эксплуатанта самого большого парка широкофюзеляжных самолетов. Авиакомпания обслуживает маршруты между Азией и Европой, между Азией и Северной Америкой через хаб в Дубае. В этом году Emirates начала летать в Алжир, Стокгольм, Токио (аэропорт Ханеда), Варшаву и из Нью-Йорка в Милан. В ноябре начинаются полеты в аэропорты Филиппин, Гвинеи, Пакистана, а также в аэропорты Кабула, Киева и Тайпея.
Другим крупным заказчиком на авиасалоне стала арабская авиакомпания Etihad из Абу-Даби. Она заказала в рамках Dubai Airshow 56 широкофюзеляжных самолетов Boeing с опционом еще на 26 машин. Сделка оценивается в 25,2 млрд долл. Etihad получит 25 самолетов Boeing 777X: 17 Boeing 777-8X и восемь Boeing 777-9X. Также будет поставлено 30 Boeing 787 и один грузовой Boeing 777-200 Freighter. Все самолеты по этому заказу будут оснащены двигателями General Electric GE9X, GЕnx и GE90. Всего компания заказала 127 двигателей для своих 56 самолетов. Поставки новых машин начнутся в 2018 г.
Кроме того, Etihad заказала 87 самолетов производства Airbus с опционом еще на 30 таких машин. Этот заказ оценивается в 26,9 млрд долл. Авиаперевозчик получит 50 самолетов Airbus A350XWB (40 A350-900 и 10 А350-1000), 36 Airbus A320NEO (26 А321NEO и 10 А320NEO) и один грузовой Airbus A330-200F Freighter.
Поставки Airbus A350XWB должны начаться в 2020 г., самолеты будут оборудованы двигателями Rolls-Royce Trent XWB. Airbus A330-200F пополнит флот компании в 2017 г., а самолеты Airbus A321NEO, оборудованные двигателями CFM LEAP-1A, начнут поставляться с 2018 г. По подсчетам самой авиакомпании, заказ на 82 самолета Boeing, 117 Airbus, 127 двигателей GE Aviation, 115 Rolls-Royce и 52 CFM обойдется в 67 млрд долл.
Другой арабский авиаперевозчик — низкотарифная авиакомпания Дубая flydubai — уже в первый день работы авиасалона заключил соглашение о намерениях с компанией Boeing. Авиакомпания планирует разместить заказ на 111 самолетов Boeing 737 общей стоимостью 11,4 млрд долл. Представители flydubai уточнили, что заказ может включать в себя 100 самолетов типа Boeing 737MAX и до 11 самолетов Boeing 737-800NG. В 2008 г. flydubai заказала 50 самолетов Boeing 737-800, поставки по этой сделке должны завершиться к 2015 г. Сейчас авиаперевозчик эксплуатирует 33 таких самолета. Первый Boeing 737-800NG из планируемого заказа может пополнить флот компании в 2016–2017 гг., поставки Boeing 737MAX могут начаться в II полугодии 2017 г. и завершиться до 2023 г. По словам Рэя Коннера, заказ flydubai может стать крупнейшим заказом на узкофюзеляжную модель самолетов Boeing на Ближнем Востоке.
Qatar Airways, которая подписала обязательство о покупке 50 Boeing 777X, также в рамках авиасалона объявила о покупке пяти новых грузовых самолетов Airbus A330-200 Freighter с опционом на восемь ВС такого типа. Общая стоимость сделки вместе с опционом составит 2,8 млрд долл. Заказанные самолеты пополнят парк A330-200 грузового подразделения Qatar Airways, который состоит сейчас из трех таких машин.
Всего в рамках авиасалона Dubai Airshow без учета опционов заказано 459 самолетов Boeing и Airbus. Среди них шесть самолетов Airbus A330-200F, 36 Airbus A320NEO, 50 Airbus A350XWB, 50 Airbus A380; 175 Boeing 777X, 30 Boeing 787, 111 Boeing 737 и один Boeing 777-200 Freighter. По результатам заключенных контрактов Boeing заявил, что ближневосточным авиакомпаниям в ближайшие 20 лет потребуется 40 тыс. пилотов и 53,1 тыс. технических специалистов. Таким образом, как показывает прогноз американского авиастроителя, авиакомпаниям Ближнего Востока необходимо увеличивать штат пилотов примерно на 2 тыс. человек в год.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent