Больше, дальше, дороже
Какие бизнес-самолеты выбирают российские клиенты
1 августа 2006 Артем Фетисов
Ни для кого уже не секрет, что парк деловых самолетов, принадлежащих российским компаниям и частным лицам, увеличивается ежегодно на 30%. Это, пожалуй, одна из тех цифр, которую участники рынка готовы озвучить. Все остальное — количество бортов, где и как они зарегистрированы, как эксплуатируются — цеховая тайна, существенно усложняющая любые попытки проанализировать состояние этой отрасли в России. Но, как ни странно, при этом можно составить довольно четкую картину предпочтений российских покупателей, подкрепив наблюдения участников рынка статистикой. Это возможно в силу такой особенности российской деловой авиации, как концентрация всего пассажиропотока в московских аэропортах.
На одном языке
|
Материал построен на статистике по количеству взлетов и посадок рейсов деловой авиации в аэропорту Внуково за 2005 г. и I квартал 2006 г., с разбивкой по типам ВС. Нужно отметить, что в силу сложившейся на отечественном рынке ситуации данные по Внуково довольно точно отображают пристрастия россиян, поскольку сегодня именно через этот аэропорт проходит львиная доля рейсов деловой авиации в Москве. Внуково традиционно был популярен среди покупателей этой услуги, а с началом ремонта ВПП № 2 в аэропорту Шереметьево и последовавшими ограничениями на число рейсов деловой авиации в этой воздушной гавани клиентская база во Внуково выросла еще больше (см. АТО# 68, с. 51).
К сожалению, хэндлинговые компании, предоставившие эти данные, предпочли себя не афишировать. Вторым источником статистики стал операционный центр Streamline OPS — эта компания обслуживает до 20% рейсов деловой авиации в России. Хотя значительная часть бизнеса Streamline (как, впрочем, и остальных агентов) сегодня сосредоточена во Внуково, компания предоставила информацию по всем рейсам, которые она обслужили в России, дав при этом разбивку по классам западных ВС (правда, не называя аэропорты и конкретные типы самолетов).
Самые "частые" типы во Внуково
Для правильного понимания данных табл. 2 необходимо привести несколько пояснений, подготовить которые помогли опрошенные компании. Во-первых, в таблице отражена информация по тем типам ВС, которые наиболее часто появляются в Москве, то есть можно говорить о том, что эта модель самолета по каким-то причинам стала популярна у россиян. Как видно, в таблицу попали только турбореактивные ВС, хотя известно, что в настоящее время российскими клиентами используются как минимум по одному Pilatus PC-12, Beechcraft King Air и Cessna Caravan.
|
Диаграмма 1. Количество взлетов/посадок в аэропорту Внуково в 2005 г. |
Диаграмма 2. Количество взлетов/посадок в аэропорту Внуково в I квартале 2006 г. |
Диаграмма 3. Количество рейсов в 2005 г. в аэропорт Внуково с классификацией по типам ВС |
Диаграмма 4. Количество рейсов в I квартале 2006 г. в аэропорт Внуково с классификацией по типам ВС |
На основании данных табл. 2 можно назвать явных фаворитов в классе midsize и large jet. В первом сегменте явно лидируют самолеты семейства Raytheon Hawker 125-700/800 и их более современные модификации Hawker 800XP и 850XP, а в классе large jet наибольшее количество рейсов во Внуково выполняют канадские Bombardier Challenger 601/604. При этом в столице все чаще появляется последняя разработка канадцев — Challenger 300, хотя в прошлом году рейсы в Москву на нем практически не выполнялись. Впрочем, участники рынка считают, что из-за своей дальности полета эта машина не станет такой популярной в России, как самолеты моделей 604 и 601.
По данным опрошенных компаний, в последнее время растет количество рейсов на самолетах Challenger 604/601, причем зачастую летают на них клиенты, до этого использовавшие самолеты семейства Falcon 900, которые тоже относятся к классу large jet. Правда, при этом растет популярность и семейства Falcon 2000. Так, в 2005 г. на Falcon 900 было выполнено 587 взлетов/посадок, а на Falcon 2000 — 550. Возможно, рост количества рейсов на Flacon 2000 связан с активностью в России компании NetJets (см. с. 86). Наблюдения также показывают, что пока более распространены самолеты Falcon 2000, хотя все популярнее становится и более новая модификация 2000EX (с увеличенной дальностью полета). При этом самолеты Falcon 20 и Falcon 50 (ранние модели бизнес-джетов компании Dassault) все меньше и меньше используются европейскими операторами для перелетов в Москву. Большинство же бортов этих типов, появляющиеся во Внуково, принадлежат либо российским владельцам, либо владельцам из стран СНГ.
Цифры по Внуково подтверждают и предположение о том, что среди российских покупателей становятся все более популярны самолеты Embraer Legacy. Если за весь 2005 г. во Внуково было выполнено 300 взлетов/посадок на этом типе, то только за I квартал 2006 г. их было уже 100. По оценкам компаний, работающих в этой воздушной гавани, по итогам 2006 г. число рейсов на Legacy может возрасти в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 г. Кроме того, в аэропорту ожидают некоторое увеличение рейсов на самолетах класса ultra long-range. Прогнозируется, что если в 2005 г. на самолетах Gulfstream GV и GIV было выполнено около 600 взлетов/посадок, то по итогам нынешнего года цифра увеличится до 700. Впрочем, гораздо динамичнее растет спрос на Global Express и Global 5000 компании Bombardier — здесь ожидают роста количества взлетов/посадок не менее чем в 2 раза по сравнению с 2005 г., когда было обслужено 200 взлетов/посадок.
Наименьшими темпами развивается сегмент самолетов класса ultra large — очевидно, в силу почти запредельной стоимости и уникальности таких бортов. В данном сегменте на российском рынке доминирует BBJ компании Boeing, от которого заметно отстает ACJ фирмы Airbus. По оценкам участников рынка, если в России и СНГ насчитывают не более трех ACJ, принадлежащих правительствам стран — соседей по СНГ, то количество BBJ оценивается в 15-20 машин.
Отдельно нужно остановиться на технике российского производства. Этих машин, оборудованных VIP-салоном, на рынке достаточно много, но считать их конкурентами западной техники не совсем правильно. Из трех моделей, наиболее часто использующихся для VIP-перевозок (Ту-134, Як-40 и Як-42), только Як-42 отвечает международным требованиям по эмиссии вредных веществ и шумам на местности. Поэтому отечественный парк эксплуатируется в основном на маршрутах внутри России и в страны СНГ, тогда как западная техника доминирует на рынке международных перевозок. По информации агентов, в 2005 г. на "салонных" вариантах Ту-134 было выполнено 2000 взлетов/посадок, на Як-40 — 2150, на Як-42 — 850. Данные по I кварталу 2006 г. компания не предоставила, однако ее сотрудники отмечают, что прирост количества рейсов на Ту-134 и Як-40 по отношению к аналогичному периоду прошлого года составляет около 15%, на Як-42 — около 8%. Связано это не в последнюю очередь с переходом операторов из Шереметьево во Внуково.
Наглядно пристрастия отечественных покупателей можно представить в виде диаграмм 1 и 2, составленных на основе этих данных (без учета отечественной техники).
Из данных по Внуково можно сделать несколько выводов. Во-первых, эти диаграммы наглядно показывают, что легкие деловые самолеты (light jets) в России появляются нечасто. С одной стороны, самолеты этого класса не подходят для маршрутов из Москвы в города Европы из-за небольшой дальности полетов, с другой стороны — на выбор влияет менталитет российских покупателей, предпочтения которых явно тяготеют к более просторным машинам.
Во-вторых, цифры красноречиво говорят о том, что наиболее распространенные в России типы ВС — это машины класса midsize и large, на долю которых приходится более 80% всех рейсов во Внуково. Наиболее популярные самолеты класса midsize в России — это Hawker 125-700/800 и их более новая модификация 800XP. Второе место после Hawker (причем с заметным отрывом) в этом классе делят между собой самолеты Learjet 60 компании Bombardier и Cessna Citation 680/650. Самолеты класса midsize позволяют долететь из Москвы практически во все пункты назначения в Европе и на Ближнем Востоке.
В классе large безусловным лидером выглядят самолеты Challenger 604/601 компании Bombardier, на втором месте — самолеты моделей Falcon 900 и 2000 компании Dassault. Замыкает этот своеобразный рейтинг Legacy компании Embraer. Причем этот самолет становится все популярнее среди российский клиентов — пассажирская кабина у него заметно больше, чем у самолетов Challenger и Dassault, хотя дальность полета существенно меньше, чем у самолетов следующего класса — ultra long-range (в шутку операторы называют этот самолет "Rolls-Royce для бедных").
И в-третьих, самолеты класса ultra long-range в России гораздо менее распространены, чем машины классов midsize и large. Практически все самолеты этого сегмента, появлявшиеся во Внуково, использовались непосредственно для перевозки владельцев; под VIP-чартеры их бронируют реже, чем машины более дешевых классов.
Самые "частые" типы — по данным Streamline OPS
|
||||||||||||||||||
Диаграмма 5. Распределение рейсов, обслуженных компанией Streamline в 2005 г., по типам ВС | ||||||||||||||||||
Диаграмма 6. Распределение рейсов, обслуженных компанией Streamline в I квартале 2006 г., по типам ВС | ||||||||||||||||||
Как видно, и здесь уверенно доминируют машины классов midsize и large. Привлекает внимание тот факт, что компания довольно часто в этом и прошлом году имела дело с самолетами класса light. Но при этом респонденты из самого Streamline согласны с наблюдением, что машины данного класса спросом у российских покупателей не пользуются, а те единичные борта, которые есть у российских покупателей, были приобретены из-за того, что у их хозяев деловые интересы находятся в пределах досягаемости этих машин. По мнению Streamline OPS, спрос на российском рынке сдвинут в пользу больших (large) и больших дальнемгистральных (ultra long-range) машин.
На основе этих данных опрошенные сотрудники Streamline выделили следующие типы ВС, которые, по их мнению, пользуются наибольшим спросом у россиян (эти типы наиболее часто заказывают как VIP-чартеры или приобретают в собственность):
в классе midsize: Hawker 125-700/800 и его американские модификации 800XP и 850XP (хотя серийное производство 850XP началось всего пару лет назад, русские уже покупают эти самолеты), а также Learjet 60.
в классе large: Challenger 601/604 и Embraer Legacy; эти машины имеют оптимальное соотношение цена / размеры салона / дальность полета. Тот же Falcon 900 считается лучше, чем Challenger или Legacy, однако и стоит он дороже.
Ссылки по теме
1 августа 2006 Артем Фетисов
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Понравился материал?
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent