Быстрые изменения
АТО: Михаил Михайлович, не могли бы Вы кратко обрисовать стратегические задачи администрации "Шереметьево" на ближайшую перспективу?
М. В.: Сегодня мы работаем над улучшением качества обслуживания и наращиванием объемов пассажиропотока. Для этого будет увеличена пропускная способность терминалов и взлетно-посадочных полос, реорганизована схема наземного обслуживания. Занимаемся также повышением эффективности работы дочерних и зависимых предприятий, привлечением сопутствующих бизнесов в аэропорт, развитием коммерческих концессионных механизмов. В итоге должна быть создана и внедрена успешная, тиражируемая модель управления аэропортом на основе задокументированных стандартов и процедур, сертифицированных по российским и международным системам качества.
АТО: Как будет организована реконструкция аэропортового комплекса? Что и в каком порядке планируется сделать?
М. В.: Все наши проекты, рассчитанные на 2005-2007 гг., взаимно увязаны. Сейчас основная задача — расширить терминальные комплексы. Поэтому одновременно со строительством терминала "Шереметьево-3" (Ш3) и реконструкцией "Шереметьево-2" (Ш2) начнется сооружение нового здания, примыкающего к "Шереметьево-1" (Ш1), которое будет находиться справа от зала прилета. Расширение Ш1 поможет преодолеть трудности с обслуживанием пассажиропотока на российских линиях. Этот комплекс должен быть введен в эксплуатацию раньше, чем будет сдан Ш3.
Следующий этап — одновременный ввод в эксплуатацию терминалов Ш3 и обновленного Ш2, запланированный на 2007 г. Также предусматривается расширение и реконструкция топливозаправочного комплекса, строительство рулежных дорожек скоростного схода и реконструкция взлетно-посадочных полос. Сейчас начинается строительство железнодорожной станции в непосредственной близости от второго и третьего терминалов. Уже создано дочернее предприятие "Аэроэкспресс", занимающееся проектированием и сооружением этой станции; заключен договор с РЖД о том, что на территории Савеловского вокзала будет организован центр регистрации пассажиров. Кроме того, к 2007 г. к аэропорту будет протянута часть новой скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, по которой до Московской кольцевой автодороги можно будет добраться за 10 мин.
АТО: Расскажите, пожалуйста, подробнее о плане модернизации терминала "Шереметьево-1".
М. В.: Уже началась подготовка к строительству нового корпуса Ш1 и расположенного рядом с ним современного паркинга, сейчас проводятся геодезические работы. Общая площадь здания составит 31,25 тыс. м2, пропускная способность — 5 млн пасс. в год. Паркинг рассчитан на 800 машин. Суммарная стоимость сооружения нового корпуса в "Шереметьево-1" и паркинга — 76,5 млн долл.
С одной стороны, возведя новое здание в Ш1, мы подстрахуем себя на время строительных и ремонтных работ в Ш2 и Ш3. С другой — это здание станет заделом для "волновой" реконструкции, благодаря чему можно будет начать выведение из эксплуатации построенных еще в 60-е гг. сооружений Ш1. А после того как в полную силу заработают второй и третий терминалы, продолжится строительство новых корпусов на месте Ш1. Сразу отмечу: мы не собираемся строить себе памятник. С учетом того, что жизненный цикл современного терминала составляет в среднем 15 лет, на месте Ш1, будет возведено удобное, практичное здание с максимальным использованием легких модульных конструкций.
АТО: А что именно Вы планируете сделать в "Шереметьево-2"? Разговоры о необходимости его модернизации не прекращаются уже много лет, но результата пока нет...
М. В.: Второй терминал сегодня явно перегружен — его площадь составляет 100 тыс. м2, он рассчитан на обслуживание 7 млн чел. в год, а в 2004 г. через Ш2 прошло около 8 млн пасс. Зданию уже более 25 лет, и все это время оно эксплуатируется без капитального ремонта.
Несколько раз разрабатывались варианты модернизации данного комплекса. Самый недавний был подготовлен в 2003 г. и предполагал не только косметический ремонт терминала, но и установку новой багажной системы. Однако пока шли разговоры, концепция устарела. Это еще раз подтверждает: нужно действовать быстро и эффективно, оборудовать Ш2 самой современной техникой. Проектные работы по Ш2 для нас ведет немецкая строительная компания Hochtief, которая в свое время и разработала проект второго терминала. Конечно, можно объявить тендер на проект реконструкции Ш2, потратить на это полгода, выбрать победителя и... через полгода понять, что его проект уже устарел. Для нас дорого время, поэтому мы пригласили специалистов, с которыми уже есть позитивный опыт работы и которые хорошо представляют, что такое Ш2.
Помимо косметического ремонта в Ш2 появится пристройка, соединяющая его левое крыло с корпусом Ш3. После реконструкции общая площадь Ш2 составит 240 тыс. м2, а пропускная способность достигнет 18 млн пасс. в год. Также рядом со вторым терминалом появится паркинг на 2,5 тыс. машин. Общая стоимость реконструкции Ш2 — 310,8 млн долл. В будущем возможно симметричное развитие второго терминал за счет строительства еще одной пристройки от правого крыла здания.
АТО: Насколько я знаю, в разработке концепции обновленного "Шереметьево-2" участвует компания Dufry. Над чем работают западные консультанты, и что нового в концепцию управления терминалом привнесет их участие?
М. В.: Швейцарская компания Dufry специализируется на организации магазинов беспошлинной торговли в аэропортах по всему миру. Для нас она разработала концепцию реорганизации торговых площадей и управления деятельностью арендаторов-концессионеров. Предполагается, что коммерческие площади будут расширены с 27% в сегодняшнем Ш2 до 30% в обновленном терминале (этого же показателя мы будем придерживаться и в Ш3, и в новом Ш1). Концепция Dufry позволит повысить и эффективность использования пространства терминалов. На наш взгляд, сегодня беспошлинная торговля в "Шереметьево" чрезмерно сконцентрирована на алкоголе, табаке и косметике, а предлагаемое питание неадекватно по соотношению цена-качество. Чтобы сделать аэропорт более привлекательным, нужно будет увеличить ассортимент товаров и услуг. Магазинов должно быть много, и они должны быть разные.
Сейчас большая часть территорий отведена под зоны, где пассажир проходит формальности, а те, где он проводит время перед вылетом, — гораздо меньше. Должно быть наоборот. Для нас важно сократить время пребывания путешественника в зоне контроля и перенести пассажира в более комфортную зону беспошлинной торговли. Мы хотим создать пространство, в котором пассажиру, как в большом супермаркете, было бы интересно и комфортно — там будут магазины, кафе, бизнес-залы.
Кроме того, мы будем наращивать площади, отведенные под бизнес-залы авиакомпаний. Так, недавно мы открыли новый зал "Янтарный", до конца года введем в эксплуатацию новый зал для авиакомпании Lufthansa, с видом на летное поле. В будущем на четвертом этаже Ш2 создадим большой общий бизнес-зал, а на пятом — бизнес-центр (его концепция разработана совместно с Dufry).
В итоге это приведет к качественным изменениям в подходе к управлению аэропортовым бизнесом. По итогам 2004 г. в структуре доходов МАШ 73% приходилось на авиационную деятельность и 27% — на неавиационную. Хотя это самый высокий показатель по России, все равно нужно увеличивать составляющую неавиационных доходов.
АТО: С Ш2 и Ш1 все более-менее ясно. А как продвигается проект строительства "Шереметьево-3"?
М. В.: Этот терминал будет введен в эксплуатацию одновременно с завершением модернизации Ш2, однако он будет обслуживать рейсы только "Аэрофлота" и его партнеров по альянсу SkyTeam. Его пропускная способность составит 9 млн пасс. в год, а общая площадь — 160 тыс. м2. На строительство потребуется около 500 млн долл. Срок ввода — конец 2007 г. С вводом в строй Ш3 и переносом в него рейсов участников SkyTeam, по нашим расчетам, появится возможность привлечения (а в некоторых случаях — возвращения) в МАШ других международных перевозчиков.
АТО: Аэропорт "Шереметьево" пока сложно использовать в качестве полноценного хаба — в частности, этому мешают сложности с трансфером пассажиров между Ш1 и Ш2. Что планируется сделать для решения этой проблемы?
М. В.: В настоящее время трансферный пассажиропоток в "Шереметьево" составляет от 12 до 18%, а к 2010 г. мы рассчитываем нарастить его до 30%. С этой целью привлечены специалисты из аэропорта Франкфурта, которые помогают нам организовывать трансфер между Ш1 и Ш2 для авиакомпаний "Аэрофлот" и Lufthansa.
Сегодня уже курсируют автобусы между Ш1 и Ш2 по внешней дороге между терминалами. Но мы планируем сделать так, чтобы пассажир, прилетевший международным рейсом в Ш2, мог не проходить паспортный контроль, а сразу попадать на вылет следующего международного рейса в Ш1. Для этого из второго в первый терминал будут ходить автобусы по перрону аэропорта.
АТО: Как нам известно, Вы работаете над новой системой стандартов, которые позволили ли бы улучшить качество работы служб аэропорта, а также собираетесь предложить авиакомпаниям систему штрафов за недочеты в работе аэропорта?
М. В.: Действительно, будет введена система штрафов — в случае плохого сервиса аэропорт будет платить авиакомпаниям. "Шереметьево" предложит перевозчикам заключать с ним стандартный договор, где будет прописан гарантированный уровень качества услуг и компенсации со стороны аэропорта при его нарушении.
Кроме того, наша администрация активно работает над корпоративными стандартами качества. Уже созданы и выпущены собственные стандарты по качеству услуг, уровню обслуживания ВС; готовится собственный стандарт для персонала. Мы стремимся не просто развивать "Шереметьево", а создать новую модель управления аэропортом.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent