Cessna Citation CJ4: семейные ценности

CJ4 — действительно новая модель. В этом консервативном семействе так принято

Фред ДЖОРДЖ
Когда компания Cessna Aircraft представила авиационной общественности модель CJ4, новейшего, четвертого члена семейства Citation, многие адепты философии "дальше-выше-быстрее" только зевнули. Для приверженцев передовых технологий в авиационной промышленности новое детище Cessna — не более чем производное от производного.
Джек Пелтон, президент Cessna, готов был ответить на ворчание технократов. "Мы стремимся к оптимальному соотношению цены и качества продукта, — сказал он, — за новейшие технологии приходится платить немалую цену. Мы предлагаем решение для более широкой аудитории, для тех, кто летает ежедневно, кому важна экономика эксплуатации, а не только высокие технологии". К предполагаемой аудитории относятся, по-видимому, и эксплуатанты моделей-конкурентов — да и самолетов семейства Cessna Legacy Citation 500.
Как будто в подтверждение слов Пелтона, заказы от "широкой аудитории" посыпались один за другим, и на настоящий момент ближайший слот на поставку самолета — IV квартал 2013 г. Совсем неплохо для производного конструкции пятнадцатилетней давности, модели CitationJet образца 1992 г.
Между тем Cessna объявила, что в этом году заказчикам будет поставлен тысячный самолет семейства CJ. Портфель заказов на все четыре модели по состоянию на конец 2006 г., согласно информации из независимых источников, составил 400 единиц.
Чем объяснить такую популярность казалось бы всем давно знакомого продукта? Ответ прост: каждая следующая итерация CJ отличается улучшенными летно-техническими характеристиками (в том числе скоростью и дальностью), более просторным салоном, увеличенной полезной загрузкой. У CJ2 и CJ3 та же форма крыла, что и у первого CJ, зато им прибавили мощности на эшелоне. Со скоростью 0,70-0,72 M вполне можно соревноваться с Hawker Beechcraft Premier IA, который создан с чистого листа, или с Cessna Citation Bravo второго поколения. Столь же важными для заказчиков являются короткие потребные длины разбега и пробега наряду с относительно низкими взлетной и посадочной скоростями. И CJ2 и CJ3 обладают этими достоинствами.
Обеспечение конкурентоспособности следующей производной — модели CJ4 — было гораздо более сложной проблемой. Чтобы позиционировать новую разработку в одном ряду с Hawker 400XP и Bombardier Learjet 40XR, требовалось добавить скорость и нарастить дальность. Поэтому перед конструкторами Cessna поставили задачу спроектировать принципиально новое крыло, а компания Williams International, производитель силовых установок для всего семейства CJ, взялась разработать новую версию двигателя FJ44-4 тягой 1540 кгс. Сочетание нового крыла и дополнительной мощности позволит довести крейсерскую скорость CJ4 до 815 км/ч на эшелоне 10600 м.
Хотя CJ4 и не угнаться за Hawker или Learjet, но дальность у него побольше, а потребная длина ВПП меньше, чем у конкурентов. Километровой ВПП будет достаточно, чтобы взлететь с пятью пассажирами на борту и доставить их на расстояние более 3300 км за 4,5 ч. Размеры салона CJ4 такие же, как и у Cessna Encore (стоимость последнего 8,1 млн долл.). Однако по параметрам скорости, дальности и топливной эффективности CJ4 выигрывает.
Компания Cessna имела полные основания для оформления отдельного сертификата типа на CJ4, поскольку усовершенствований по сравнению с предыдущими моделями более чем достаточно. Между тем решение внести новую модель в уже имеющийся сертификат типа CE-525 оправдывается существенной экономией времени, средств и трудозатрат на выведение модели на рынок.
Фюзеляж CJ4 остается алюминиевым, композиционные материалы применены в незначительных объемах: в обтекателях, створках шасси и пр. Основные изменения коснулись элементов механизации крыла, электрической системы, в некоторой степени гидросистемы и, разумеется, комплекса приборного оборудования.
Трехлонжеронное крыло на 0,76 м короче, чем у предыдущей модели, но внутреннее пространство на 12% больше и объем топливных баков увеличен на 500 кг, до 2635 кг (больше, чем у Learjet 40XR и у Hawker 400XP). Существенно улучшилось и аэродинамическое качество, что позволило добиться впечатляющих значений крейсерской скорости: 0,75-0,76 М. Размер спойлеров увеличен в четыре раза; каждый состоит из трех панелей.
Дверь расположена ближе к задней части фюзеляжа, поэтому в салоне образовалось больше места для барной стойки. Бортовая кухня размещается слева, а справа, за местом второго пилота, находится багажный отсек или гардероб. Напротив двери, "лицом" к ней размещено пассажирское кресло. В основной части салона шесть пассажирских мест: четыре кресла в "клубной" конфигурации (два ряда кресел, расположенные навстречу друг другу) и два кресла сзади, по направлению движения.
Система электроснабжения подверглась переработке: к 300-амперным стартерам-генераторам добавили приводящиеся от двигателей генераторы переменного тока, которые служат дополнительными источниками питания для приборного оборудования в случае отказа основных генераторов. Они также обеспечивают противообледенительную защиту приемников воздушного давления, лобового стекла, бокового остекления кабины экипажа — таким образом упраздняются система противообледенения за счет подачи теплого воздуха и запасная система с жидким антифризом.
Впервые в семействе Citation на модели CJ4 применена гидросистема с давлением 200 атм (все предыдущие модели серий 500 и 525 имели гидросистемы с давлением 100 атм).
Приборная доска CJ4 заметно видоизменилась по сравнению с предшествующими моделями. Комплекс бортового оборудования Rockwell Collins Pro Line 21 включает не три, а четыре ЖК-дисплея размером 20 _ 25 см, благодаря чему стало возможным более эргономичное расположение приборов и органов управления. Такая схема приближается к совершенной с точки зрения эргономики приборной доске Learjet 40/45.
Автопилот на CJ4 оборудован функцией автоматического аварийного снижения, как на моделях Cessna средней размерности. Если эта система активирована, то в случае разгерметизации кабины на высоте 9000 м автопилот начнет снижение до 4500 м, при этом радиоответчик автоматически передает сигнал бедствия 7700. От экипажа требуется перевести РУД в положение малого газа.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.