Четверка первых
Оценивая финансовое состояние российских авиаперевозчиков по результатам I полугодия 2010 г., Росавиация, в частности, заключила, что первые пять по пассажирообороту авиакомпаний ("Аэрофлот", "Трансаэро", S7 Airlines, UTair и Oreanir) вопросов не вызывают — они платежеспособны и стабильны. Наиболее понятна бизнес-модель Orenair: эта компания ориентируется на чартерные перевозки в тесном сотрудничестве с крупными туроператорами, и пока продаются туристические путевки, Orenair без пассажиров не останется, о чем говорит ее показатель занятости кресел, в первом полугодии 2010 г. превышающий 97%.
Остальные четыре перевозчика придерживаются сетевой бизнес-модели, в большей или меньшей степени комбинируя ее с чартерными перевозками. Основные итоги работы авиакомпаний за первые полугодия 2008–2010 гг. приведены в табл. 1.
Авиакомпания
|
Выручка,
млрд руб. |
Прибыль,
млрд руб. |
Пассажирооборот,
млрд пкм |
Перевозки пасс.,
млн чел. |
||||||||
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
|
"Аэрофлот"
|
43,0
|
40,9
|
48,3
|
2,252
|
3,299
|
3,900
|
12,71
|
11,34
|
15,67
|
4,39
|
3,85
|
5,10
|
"Трансаэро"
|
15,4
|
16,5
|
24,4
|
0,112
|
0,014
|
0,107
|
7,97
|
7,58
|
11,38
|
2,07
|
1,95
|
2,78
|
S7 Airlines
|
18,2
|
15,5
|
15,5
|
0,159
|
0,138
|
0,141
|
6,82
|
4,33
|
4,60
|
2,81
|
1,89
|
2,17
|
UTair
|
12,6
|
14,7
|
17,6
|
0,661
|
0,222
|
0,116
|
2,31
|
2,31
|
3,59
|
1,51
|
1,44
|
2,11
|
Первое, что бросается в глаза при взгляде на табл. 1, — принципиальное отличие результатов "Аэрофлота" от остальных трех компаний. Опережая их всего в 1,5–3,0 раза по пассажирообороту и в 2,0–2,5 раза по количеству перевезенных пассажиров, "Аэрофлот" по прибыли превосходит конкурентов примерно в 25 раз. Возможно, это связано с обладанием коммерческими правами на большинство международных маршрутов из Москвы и с получением компенсационных платежей за полеты по транссибирским маршрутам, однако объяснение этого явления требует гораздо более детального анализа.
Некоторые выводы о том, как отразился на лидирующих авиаперевозчиках период финансового спада, можно сделать, сравнивая финансовые и объемные показатели их деятельности за докризисное первое полугодие 2008 г. с показателями первого полугодия 2010 г., которое будем считать послекризисным. Удельные показатели выручки и прибыли авиакомпаний на 1 пкм, а также динамика их изменения за два года представлены в табл. 2. Уникальные особенности экономики "Аэрофлота" видны и в табл. 2. Компания имеет сравнимые с другими перевозчиками показатели удельной выручки на 1 пкм и в то же время ее удельная прибыль на порядок превышает показатели других перевозчиков.
Авиакомпания
|
Выручка на 1 пкм, руб.
|
Прибыль на 1 пкм, коп.
|
Изменение I п/г 2010 г. к I п/г 2008 г., %
|
||||||
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Пассажирооборот
|
Выручка на 1 пкм
|
Прибыль на 1 пкм
|
|
"Аэрофлот"
|
3,38
|
3,61
|
3,08
|
17,7
|
29,1
|
24,9
|
23
|
–9
|
40
|
"Трансаэро"
|
1,93
|
2,18
|
2,14
|
1,4
|
0,2
|
0,9
|
43
|
11
|
–33
|
S7 Airlines
|
2,67
|
3,57
|
3,38
|
2,3
|
3,2
|
3,1
|
–33
|
26
|
32
|
UTair
|
5,45
|
6,40
|
4,90
|
28,6
|
9,6
|
3,2
|
55
|
–10
|
–89
|
Правая часть табл. 2 позволяет сделать количественные выводы об изменении стратегии авиакомпаний после кризиса. "Аэрофлот" умеренно, на фоне других рассматриваемых перевозчиков, увеличил пассажирооборот (на 23%) и, снизив удельную выручку на 9%, увеличил удельную прибыль на 40%. Элементарными соображениями такой результат объяснить трудно.
S7 Airlines взяла курс на повышение эффективности: сократив провозные емкости путем вывода из эксплуатации парка ВС российского производства и продолжая этот процесс выводом самолетов A310 (возможно, он будет завершен до конца текущего года), компания за два года снизила пассажирооборот на 32% и добилась роста удельной выручки на 26% и прибыли на 32%.
"Трансаэро" и UTair, напротив, взяли курс на расширение объемов перевозок. Пассажирооборот "Трансаэро" за два года возрос на 43%, при этом удельная выручка увеличилась на 11%, а удельная прибыль сократилась на 33%. Вероятно, это можно объяснить значительной долей низкодоходных чартерных перевозок.
Авиакомпания UTair демонстрирует самые яркие изменения. Добившись за два года роста пассажирооборота на 55%, компания одновременно снизила удельную выручку на 10% и удельную прибыль на 89%.
Пока трудно прогнозировать, к чему приведет данная политика, но через полгода имеет смысл добавить к результатам анализа показатели за второе полугодие 2008–2010 гг.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent