Цифровые технологии: безбагажные тарифы "Аэрофлота"
Возможность широты выбора условий полета — тренд развития мировой гражданской авиации. Одно из решений, получающее все большее распространение, — так называемый безбагажный тариф, который дает экономию для пассажиров и снижает издержки авиакомпаний.
Введение отдельных тарифов для тех, кто летит только с ручной кладью и для тех, кто путешествует с полноценным багажом, выгодно как пассажирам, так и авиакомпаниям. Разделение общей стоимости билета на составляющие может снизить базовую стоимость авиабилета. Это может сделать путешествие на самолете дешевле для пассажиров, которые не нуждаются в дополнительном сервисе или не могут позволить себе полный тариф. Более дешевые билеты могут подтолкнуть больше пассажиров к полету, вместо того чтобы выбирать медленные переполненные поезда.
Идея заключается в том, что пассажиры должны платить только за тот сервис, который они используют. Представим такую ситуацию. Предположим, что авиакомпания заложила стоимость перевозки багажа в цену билета. Пассажир А приходит на борт только с ручной кладью, в то время как пассажир Б летит с тяжелым багажом. Если и A и Б оплачивают один и тот же тариф, A в конечном счете субсидирует Б. Предоставление различных тарифов позволяет авиакомпании брать с А меньше, чем с Б. С точки зрения пассажира, если он приобретает услугу, он ее оплачивает, в противном случае он не тратит лишних средств.
Авиакомпании по всему миру используют более дешевые безбагажные тарифы для конкуренции за тех, кто путешествует только с ручной кладью, — в деловой поездке на несколько дней, в короткой туристической поездке (например, на выходные).
Группа "Аэрофлот" ввела безбагажные тарифы
Инициатива по отмене норм бесплатного провоза багажа в России стала частью пакета мер, направленных на развитие лоукост-сегмента авиаперевозок в стране и создание группой "Аэрофлот" низкобюджетного авиаперевозчика.
Это предложение озвучил президенту РФ Владимиру Путину гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в октябре 2012 г. Топ-менеджер неоднократно обращал внимание на то, что иностранные "дискаунтеры", с которыми приходится конкурировать российским перевозчикам, не дают пассажирам права бесплатного провоза багажа. Также он предлагал ввести невозвратные авиабилеты, разрешить привлечение иностранных пилотов, создать специальный аэропорт для базирования "лоукостеров". Все предложенные меры так или иначе были реализованы.
После всестороннего анализа крупнейший российский перевозчик — "Аэрофлот" — в качестве первого шага в апреле, с началом летней навигации, ввел группу новых безбагажных тарифов "Лайт" на тех своих направлениях, где существует повышенный спрос на эту услугу, а именно на рейсах в города Германии и Италии.
Одновременно такой тариф появился и у авиакомпании "Россия", входящей в группу "Аэрофлот" и выполняющей вместе с головным перевозчиком рейсы под кодом SU.
Анализ результатов первого этапа проекта показал устойчивый спрос со стороны пассажиров на безбагажные тарифы, основным преимуществом которых является более низкая по сравнению с багажными тарифами цена. Услуга оказалась настолько популярной, что группа "Аэрофлот" приняла решение распространить действие тарифной группы "Лайт" практически на всю среднемагистральную маршрутную сеть (есть исключения) и подключила к программе свое дочернее авиапредприятие на Дальнем Востоке — региональную авиакомпанию "Аврора".
Дальше — больше, с 24 декабря группа "Аэрофлот" открывает продажу билетов тарифной группы "Лайт" из Москвы и Санкт-Петербурга через Москву по ряду направлений дальнемагистральной маршрутной сети, в том числе в США, Индии, Монголии, Таиланде, а также на Мальдивах, Кубе, в Шри-Ланке, Индонезии (Денпасар на острове Бали и Вьетнаме (только Хошимин).
"Главная цель введения безбагажного тарифа — сделать минимальные цены на авиаперелет еще ниже и расширить линейку предлагаемого продукта. Это общемировой тренд даже для классических авиакомпаний, — заявил заместитель генерального директора "Аэрофлота" по коммерции и финансам Андрей Чиханчин. — Теперь мы можем предложить оптимальные варианты и тем, кто хочет путешествовать налегке и недорого, и тем, кто хочет получить премиальный опыт полета".
Таким образом, пассажиры экономического класса обслуживания "Аэрофлота" могут выбрать между тарифом, включающим в себя провоз одного места багажа (весом не более 23 кг и габаритами по сумме трех измерений не более 158 см), и безбагажным тарифом, фактически отказавшись от оплаты не требующейся им услуги — перевозки отсутствующего регистрируемого багажа. Пассажирам станут доступнее перелеты премиальным перевозчиком, предоставляющим традиционно больший комфорт. По сути, безбагажный тариф — это возможность путешествовать налегке по приемлемой стоимости по всей широкой сети группы "Аэрофлот".
Запуск безбагажных тарифов позволил снизить цены на билеты экономкласса. На некоторых направлениях снижение стоимости минимального тарифа составило до 30%, посчитали в "Аэрофлоте".
Примечательно, что участники элитных уровней программы поощрения пассажиров "Аэрофлот Бонус" могут бесплатно провозить багаж даже при перелете по безбагажным билетам. Количество мест багажа будет зависеть от статуса участника. Для владельцев "серебряной" и "золотой" карт предусмотрено одно место багажа. "Платиновые" участники "Аэрофлот Бонус" имеют право на два полноценных места багажа.
"Аэрофлот" совершенствует свое предложение для удобства пассажиров. "Мы продолжим предлагать оптимальные тарифы тем, кто стремится путешествовать налегке и недорого, и тем, кому важен премиальный уровень обслуживания", — уверяет Андрей Чиханчин.
:: "Аэрофлот"
При необходимости пассажир "Аэрофлота" может оплатить перевозку регистрируемого багажа заранее со скидкой при бронировании или уже после покупки авиабилета на сайте, в мобильном приложении, офисах продаж уполномоченных агентов. Скидка на покупку багажа предоставляется даже в день вылета, но при условии оплаты услуги через сайт или мобильное приложение "Аэрофлота".
Интересно, что условия провоза ручной клади по безбагажным тарифам у разных российских перевозчиков разные. Так, с февраля текущего года авиакомпания "ЮТэйр" по самому дешевому тарифу разрешает брать на борт сумку весом всего 5 кг и габаритами 40 х 30 х 20 см. В "Аэрофлоте" можно проносить в два раза больше: ручную кладь до 10 кг, при этом параметры ручной клади — 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту.
Дело в том, что авиаперевозчики из Европы и России уже давно конкурируют за пассажира, пытаясь максимально расширить свою клиентскую базу. Чтобы человек с невысоким уровнем доходов приобрел билет, нужно удешевить сервис, чтобы завоевать симпатию состоятельного путешественника — расширить набор услуг. Для того чтобы добиться результата, необходимо проявить гибкость, в том числе и в вопросе безбагажных перелетов.
Многие полносервисные конкуренты российских авиакомпаний, выполняющие регулярные рейсы в РФ, уже давно ввели безбагажные тарифы. Так, один из крупнейших перевозчиков Европы — немецкая Lufthansa продает такие билеты с 2015 г.
Зарубежный опыт и международная конкуренция
Авиакомпании Северной Америки стали первопроходцами в области внедрения безбагажных тарифов. Они начали взимать плату за багаж в 2005 г., первоначально установив критерий для бесплатного провоза по принципу "одна сумка — один пассажир". Следом за ограничением количества бесплатного багажа были введены новые правила. Естественно, инициаторами стали тогда еще небольшие перевозчики-дискаунтеры, такие как Allegiant и Spirit.
Но уже в 2008 г. American Airlines объявила, что начнет взимать плату за любой зарегистрированный багаж, став первым крупным американским перевозчиком, который решился на такой шаг.
Со временем успех лоукостеров привел к почти повсеместному принятию концепции дифференциации тарифов. Примечательно, что сначала безбагажные тарифы вводились только на полетах на короткие/средние расстояния, но теперь, с ростом конкуренции и выходом низкобюджетных перевозчиков, таких как Norwegian, на дальнемагистральные рейсы, безбагажные тарифы появляются и там. Такие виды тарифов теперь доступны, например, на североатлантических маршрутах, выполняемых рядом полносервисных авиакомпанией, включая British Airways, Finnair, Aer Lingus, Virgin Atlantic, Delta, Air France, KLM, Alitalia и Lufthansa.
Выход из тени: как безбагажные тарифы обрели легальный статус в РФ
Согласно действующим в России Федеральным авиационным правилам (ФАП), норма бесплатного провоза багажа, установленная перевозчиком, не может предусматривать менее 10 кг на одного пассажира ВС. Однако в таких условиях само существование безбагажных тарифов становится незаконным. С момента фактического появления безбагажных тарифов до его юридического обоснования прошло два года, вследствие чего в российской практике возникали курьезные случаи: у лоукостера "Победа", к примеру, багаж был бесплатным, а ручная кладь платной (а не наоборот).
Экономварианты для пассажиров с ручной кладью без багажа появились у российских авиакомпаний в конце 2015 г., одной из первых их ввела S7. Через некоторое время тариф внедрили "Уральские авиалинии" и "ЮТэйр".
Лишь в июле 2017 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон об отмене норм бесплатного багажа для невозвратных билетов на самолет. Поправки в ФАП разрешили авиакомпаниям продавать билеты, в стоимость которых не входит ранее обязательное багажное место. Этим сразу же воспользовался лоукостер "Победа" (входит в группу "Аэрофлот"), а за ним и ряд авиакомпаний, работающих в традиционном сегменте.
По данным туристического сервиса Туту.ру, в том же году 70% билетов на рейсы по внутренним воздушным линиям (ВВЛ) было куплено по невозвратному тарифу (который включает в себя как перелеты без багажа, так и с ним).
:: Airbus
Борьба за экономическую рентабельность, а не модный тренд
Лоукостеры ощутимо потеснили классические авиакомпании во всем мире и составляют им серьезную конкуренцию. И западные классические перевозчики начали применять инструменты бюджетных компаний, однако наблюдается и обратный процесс. В целом авиакомпании, придерживающиеся разных моделей, перенимают технологии друг у друга. Например, ирландская Ryanair и британская ЕasyJet обратили внимание на корпоративных клиентов, что нетипично для лоукостера. Внедрение персонифицированных услуг для пассажиров набирает все большую популярность вне зависимости от статуса перевозчика. Так, безбагажные тарифы становятся очередной опцией, которая позволяет сохранить деньги в кошельке пассажира.
Учитывая макроэкономическую ситуацию, при которой расходы авиакомпаний растут — в частности, на авиакеросин — и, как следствие, перевозка каждого дополнительного килограмма багажа становится дороже, авиакомпании ищут способы сдерживания цен на авиабилеты. Это особенно важно в текущих условиях, когда платежеспособность населения не растет.
Введение безбагажного тарифа в авиакомпаниях премиум-сегмента призвано привлечь новых клиентов, находящихся по своим предпочтениям между сегментом повышенного комфорта и низкой стоимости. Каждый и все в самолете должны платить по-своему.
Стоит отметить, что средства, которые получает авиакомпания за перевозку багажа, не обогащают ее бюджет, т. к. уходят на оплату услуг третьей стороны — аэропортов вылета и прилета, которые обслуживают рейс. Речь идет о тратах за прием, погрузку и выгрузку багажа, а также на расход керосина, который сжигается при перевозке каждого килограмма груза.
Взимание сборов за провоз багажа и поощрение клиентов к более экономичному и легкому во всех смыслах способу путешествий снижает эксплуатационные расходы авиакомпаний. Им требуется меньше сотрудников для регистрации и обработки багажа, а самолеты потребляют меньше топлива.
Такая синергия создает более низкие цены на билеты для клиента, а это означает, что больше людей могут позволить себе летать. Другими словами, сборы за багаж гармонизируют интересы авиакомпаний с интересами пассажиров, снижая расходы с обеих сторон.
Во благо пассажиров и бизнеса
Одна из проблем, с которой сталкиваются авиакомпании, — недостаточная эффективность использования предоставляемой кресельной емкости. Таким образом, введение безбагажных тарифов может помочь авиакомпании увеличить пассажирскую загрузку на рейсах, тем самым обеспечив окупаемость перелетов. Кроме того, авиаперевозчик может использовать высвободившееся пространство грузового отсека самолета и брать на борт коммерческий груз (грузовые перевозки вносят значительный вклад в итоговые финансовые показатели пассажирских авиакомпаний).
Благодаря безбагажному тарифу авиакомпания может предложить более дешевый билет, который позволит ей занять первые строчки в сервисах по поиску билетов, что положительно скажется на узнаваемости бренда — тарифы с включенной стоимостью багажа чаще оказываются не на первой строчке в поисковике.
Путешествия без чемодана становятся более комфортными и быстрыми для пассажиров, которым теперь предоставлены более персонифицированные, а не навязанные услуги.
:: "Аэрофлот"
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent