Далеко идущие европейские планы
В июне завершается вторая фаза проекта "ТКП-Европа", которая позволит российским компаниям начать продажи на европейском рынке, прежде всего в Германии, на бланках СПД НСАВ-ТКП*. Первый вице-президент ТКП Александр РУСС рассказал в интервью АТО о деталях этого начинания.
АТО: Александр Алексеевич, как будет в ближайшее полугодие развиваться европейский проект?
А. Р.: Мы рассчитываем, что к декабрю "ТКП-Европа" начнет работать на европейском рынке с той сетью, на которую мы первоначально ориентировались, — около 10 тыс. аккредитованных в СВВТ агентств. Полагаю, что объемы продаж к этому времени достигнут 40 тыс. билетов в месяц. Это будет так называемая третья фаза проекта. Дальше начинается промышленная эксплуатация проекта и работа на всей территории ЕС. На сегодняшний день, в основном на территории Германии, в партнерстве с "ТКП-Европа" работает около 3 тыс. агентств, а продажа в нейтральной среде составляет около 6 тыс. перевозок в месяц. У "ТКП-Европа" есть своя элементная база, доставшаяся по наследству от авиакомпании Germania Express.
У этого перевозчика была собственная организация, которая обслуживала его рейсы, фактически она занималась дистрибуцией и управлением ресурсом мест авиакомпании. Впоследствии, когда мы начали говорить о совместных действиях на рынке, нам предложили использовать на начальном этапе данную структуру, что мы и сделали. В рамках дальнейшего развития проекта мы договорились о принципах реформирования этой организации, понимая, что организация для авиакомпаний — участников СВВТ должна быть нейтральной. Наши партнеры согласились с таким подходом, и сейчас мы движемся по совместно утвержденному плану. Планируется, что процесс реорганизации будет закончен до 31 октября текущего года.
АТО: Кто отвечает за реализацию проекта "ТКП-Европа"?
А. Р.: От российской стороны ответственным за внедрение проекта назначен я, от "ТКП-Европа" — Гюнтер Зайбт. Существует собственный штат сотрудников. Привлекаются специалисты ТКП, специалисты систем резервирования, европейские IT-менеджеры. Технологически это готовая и цельная система, которая требует определенной модификации и интеграции с системами, обслуживающими СВВТ.
АТО: Какие авиакомпании уже участвуют в этом проекте?
А. Р.: Сегодня активно продаются немецкие DBA и Air Berlin, а также австрийская Niki; с июня этим инструментом смогут воспользоваться все российские компании, работающие в СВВТ. Основная задача "ТКП-Европа" — предоставить российским авиакомпаниям возможность продажи их перевозок на европейском рынке по тем стандартам, с которыми они привыкли работать в СВВТ. Мы убеждены, что сейчас наши перевозчики ограничены и в сети продаж, и в коммерческих действиях.
АТО: Появится ли у авиакомпаний возможность как в рамках "ТКП-Европа", так и в рамках сотрудничества с ТКП продавать на едином бланке сложную перевозку из нескольких сегментов, которая в том числе будет включать другие виды транспорта?
А. Р.: Да, безусловно. Сегодня мы реализуем такую возможность на воздушном транспорте, следующий этап — железная дорога, автотранспорт. Вместе с авиакомпанией "Полет" реализована возможность оформления авиационной и автобусной перевозки по Германии. Перевозчик администрирует через собственную систему наземные маршруты, затем идет открытое бронирование без реальной привязки ко времени, а пассажир имеет возможность получить вторую часть поездки на другой вид транспорта до начала перевозки. Сегменты перевозки могут быть оформлены как на нескольких, так и на одном перевозочном документе.
Аналогичная схема раннее работала с авиакомпанией "Энкор". При реализации подобных решений инициатива всегда за авиакомпаниями, которые считают, что у них есть спрос на такую услугу и самостоятельно договариваются с другими видами транспорта о коммерческом сотрудничестве. Мы со своей стороны предоставляем свои технологии, готовим аккредитованную сеть продажи, интегрируем системы, а пассажиру даем возможность воспользоваться данной услугой в любом аккредитованном в СВВТ пункте продажи перевозок. Предлагать услуги по продаже смешанных перевозок планируем как в рамках проекта "ТКП-Европа", так и в рамках взаимодействия с железной дорогой Deutsche Bahn AG и провайдером Access Rail. Здесь мы будем позиционироваться как структура, которая берет на себя ответственность за интеграцию систем, подготовку агентской сети, а также обеспечение взаиморасчетов между участниками проекта. Потенциально рынку нужен такой продукт, но говорить, что сегодня он массово востребован, не приходится.
АТО: Оказало ли продвижение проекта "ТКП-Европа" какое-либо влияние на приближающийся переход Системы взаиморасчетов на мультивалютность?
А. Р.: Нет, не совсем так. Работы по переходу системы взаиморасчетов на мультивалютность реализуются в рамках решения конференции участников системы взаиморасчетов и ряда решений НСАВ. Продиктовано это прежде всего потребностями участников системы взаиморасчетов. Сегодня в рамках общей технологии в СВВТ мы реально работаем с двумя видами валют: рубли и доллары США. Вся остальная валюта возможна при оплате пассажиром перевозки в агентстве, но невозможна при расчетах агент — ТКП и ТКП — авиакомпания.
Нередко такая жесткая схема невыгодна для наших участников. Ведь помимо ближнего зарубежья (где есть свои мягкие валюты), мы работаем еще и с дальним зарубежьем. Представим себе, что у аккредитованного в СВВТ агента имеется за границей субагент, продающий и оформляющий перевозки на бланках СДН НСАВ-ТКП. Данный субагент, контролируемый ТКП как аккредитованный в СВВТ пункт продажи, все расчеты по проданным перевозкам на СПД НСАВ-ТКП ведет с основным агентом и отвечает за расчеты перед ним, а агент в свою очередь несет ответственность за проведение расчетов по проданным перевозкам с данным и другими субагентами перед ТКП. Поэтому, когда субагент, находясь в Европе, принимает в оплату перевозки в евро, а впоследствии ведет расчеты с агентом в долларах США, возникает необходимость конвертации валюты, либо эту процедуру субагент должен переложить на агента для дальнейших расчетов с ТКП.
Одно из звеньев цепочки неизбежно теряет при конвертации средств. Подобное обременение субагента или агента и продиктовало необходимость перехода к системе многовалютности, которая позволила бы избежать ненужных дополнительных затрат, связанных с конвертацией. Мы достаточно долго шли к этому, поскольку сложно было выбрать основной алгоритм реализации данной процедуры. Мы не могли сразу перейти на мультивалютность; система была выстроена так, что расчеты в ней до октября 2004 г. велись не по расчетному коду, а по коммерческому коду перевозчика. В 2003 г. была определена этапность: сначала мы привели к международным стандартам агентскую сеть, затем технологии системы взаиморасчетов и только после этого смогли приступить к проекту "по валюте". Сейчас новая система на этапе завершения доработок. Думаю, что во второй половине этого года она начнет работать. Следующей валютой будет евро, потом, возможно, фунт (если агентская сеть будет развиваться в зоне данной валюты). Если будет необходимость, станем вводить другие твердые валюты.
АТО: Будут ли предложены агентам еще какие-либо новые технологии работы в ближайшее время?
А. Р.: Полагаю, что месяца через два мы сможем предложить нашим партнерам киоски по продаже авиабилетов. Это автомат, где пассажир в понятной для него логике простым нажатием клавиш сможет самостоятельно запросить и оформить требуемую перевозку, оплатив ее наличными или пластиковой картой. Автомат сможет поддерживать автоматизированный и электронный циклы билетооформления.
Сейчас мы обсуждаем с производителем облик такого киоска; со своей частью мы уже пришли к решению о том, каким будет формат билета, как мы будем подавать пассажиру условия договора. Такими аппаратами сегодня заинтересовались несколько агентств. Агентства сами будут определять, сколько им заказывать киосков и куда их устанавливать. Мы полагаем, что это будут аэропорты, аэровокзалы, бизнес-центры, банки, т. е. места, где люди динамично перемещаются и дорожат своим временем. Для авиакомпаний — участников СВВТ этот канал реализации перевозок с точки зрения идентификации офиса продажи, технологий и схем расчетов остается стандартным и доступным на общих основаниях.
Также со второй половины мая мы приступаем к аккредитации интернет-пунктов продажи агентств, аккредитованных в СВВТ. Интернет-пункты продажи, аккредитованные в СВВТ, позволят пассажиру самостоятельно осуществить полный цикл оформления авиаперевозки, включая оплату по пластиковой карте в системе электронного билетооформления СВВТ, на рейсы авиакомпаний, которые будут поддерживать этот цикл.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent