Датчики угла атаки сыграли ключевую роль в катастрофе Superjet 100 под Коломной
ATO.ru — Опубликованный 30 августа Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) предварительный отчет подтвердил, что ключевую роль в катастрофе самолета Superjet 100 авиакомпании "Газпромавиа", с регистрационным номером RA-89049, под Коломной 12 июля этого года сыграла некорректная работа датчиков угла атаки. Они измеряют угол между плоскостью крыла и вектором скорости набегающего потока воздуха, чтобы избежать сваливания самолета в штопор.
Согласно данным расследования, первые скачкообразные изменения в значениях угла атаки были зафиксированы во время разбега самолета при достижении скорости 60 узлов при угле тангажа 0 градусов. Через две минуты после взлета, после перевода механизации крыла в положение "FLAPS 1", было зафиксировано первое расхождение в показаниях скорости.
Еще через две минуты закрылки были полностью убраны, и пилоты попытались набрать высоту. Однако стабилизатор начал перемещаться на пикирование, и самолет стал снижаться. В этот момент пилоты поняли, что датчики угла атаки не работают правильно, но система ограничения по углу атаки не позволила экипажу вывести самолет в набор высоты. Кроме того, из-за превышения максимальной эксплуатационной скорости для торможения были автоматически выпущены интерцепторы, но из-за повышенного режима работы двигателей снижения скорости не произошло.
На финальном этапе полета, несмотря на то что пилоты пытались поднять нос самолета, руль высоты был отклонен на пикирование из-за наличия сигналов обратной связи по углу атаки в системе управления и для компенсации кабрирующего момента, вызванного выпуском интерцепторов.
Самолет разбился через шесть минут после взлета в лесу возле Коломны на скорости 365 узлов и при угле тангажа 25 градусов на пикирование. В результате авиационного происшествия погибли два пилота и один бортпроводник, находившиеся на борту.
Расследование выявило, что два из четырех датчиков угла атаки на самолете были заменены во время технического обслуживания на заводе в Луховицах. Они предоставляли данные на летные дисплеи командира воздушного судна и второго пилота. Еще два датчика на самолете отправляют информацию для резервной системы воздушных сигналов.
В отчете указано, что с аналогичными расхождениями в показаниях угла атаки и скорости столкнулся другой SSJ 100 "Газпромавиа", с регистрационным номером RA-89029, также во время перегоночного рейса 6 мая после замены двух датчиков угла атаки во время техобслуживания в Луховицах. Его экипаж переключил приборы командира на резервный вычислитель воздушных данных и успешно завершил полет, говорится в отчете.
Производитель SSJ 100 — компания "Яковлев" сообщила следователям, что инициировала разработку сервисного бюллетеня для однозначного закрепления накладки крепления датчика угла атаки на конкретном месте на самолете путем нанесения соответствующей несмываемой маркировки на поверхность накладки.
Кроме того, компания готовит бюллетень для пилотов, касающийся работы системы ограничения по углу атаки при некорректных данных от двух или более каналов вычислителей воздушных данных. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft