Децентрализация авиаперевозок как фактор развития аэропортов
Новый российский лоукостер обретает имя ― авиакомпания, которую создают акционеры S7 Airlines, будет называться Citrus. Как уже сообщалось, полеты начнутся следующим летом, продажи ― весной; переговоры с аэропортами продолжаются, поэтому маршрутная сеть еще не определена. Однако уже сейчас известно, что Citrus будет работать по ставшей уже классической децентрализованной модели лоукостера, в рамках которой выполняются прямые перевозки между парами городов, а самолеты базируются в ряде узловых аэропортов. Как подчеркивается, поскольку на московском направлении эффективно работает S7 Airlines, реализуя хабовую модель, новая авиакомпания Citrus будет летать в обход Москвы.
В международной терминологии такие маршруты принято называть второстепенными, и их развитие становится одной из ключевых тенденций новой реальности на фоне того, что хабовые перевозки сильно пострадали из-за пандемийных ограничений, а второстепенные маршруты имеют существенный потенциал развития. Подобной стратегии придерживаются, к примеру, и наиболее агрессивно развивающийся европейский ультралоукостер Wizz Air, и ближневосточная авиакомпания flydubai, которая восстановила провозные емкости почти до допандемийного уровня.
В России наряду с лоукостером "Победа" перевозки в низкотарифном сегменте выполняет Smartavia; другие авиакомпании тоже с большим или меньшим успехом движутся в нижний ценовой сегмент.
Эта тенденция, безусловно, придает стимул для развития аэропортов как в технологическом, так и в экономическом плане. С технологией понятно ― в основе бизнес-модели лоукостера лежит интенсификация использования ВС, которая достигается в том числе за счет сокращения времени наземного обслуживания при развороте рейса. Это требует от аэропортов технологических новшеств и способности концентрировать необходимые ресурсы (например, одновременная посадка и высадка пассажиров через два трапа и два автобуса, с заправкой ВС и находящейся рядом пожарной машиной ― процедура весьма нетривиальная).
С экономикой тоже не все просто. Безусловно, лоукостер увеличивает пассажиропоток аэропорта, что, в принципе, должно увеличивать неавиационное доходы, однако лоукостер привлекает пассажиров нижнего ценового сегмента, которые в массе своей не очень расположены к значительным дополнительным тратам. Вместе с тем значительную часть своих доходов аэропорт получает именно от авиакомпании, а многие статьи расходов аэропорта от пассажиропотока вообще почти не зависят (например, обеспечение транспортной безопасности), поэтому у аэропорта сейчас не так много стимулов сокращать свои сборы с авиакомпаний, чтобы они могли снизить цены и увеличить объем перевозок. Эти проблемы, безусловно, необходимо решать с участием всех заинтересованных сторон.
18 ноября в Москве состоится 12-я международная конференция и выставка "Аэропорт будущего", в число ключевых тем которой входят и переосмысление роли и бизнеса аэропортов в новой реальности, и формирование новой структуры маршрутной сети с участием лоукостеров, и возможности аэропортов и управляющих компаний внести вклад в развитие авиаперевозок и получить благодаря этому дополнительные доходы.
Контакты:
Участие
Амир Манжуков
+7 (962) 945-51-29
a.manzhukov@atoevents.ru
Программа и авиакомпании
Валерия Бурская
+7 (965) 109-30-88
v.burskaya@atoevents.ru
Спонсорство
Ольга Рыбак
+7 (903) 797-75-28
orybak@atoevents.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent