Долгий спор
В споре группы "Аэрофьюэлз" с новосибирским аэропортом Толмачево поставщик керосина сделал еще один шаг вперед, заключив в конце ноября договор о партнерстве с нефтяной компанией "Роснефть". До сих пор аэропорту удавалось сдерживать натиск "Аэрофьюэлз" и не допускать группу к заправке самолетов, работая лишь с одним поставщиком керосина.
Cогласно условиям заключенного соглашения, "Аэрофьюэлз" предоставит принадлежащую ей инфраструктуру ТЗК "Аэроджет Толмачево" для хранения топлива и заправки клиентов компании "РН-аэро" — дочерней структуре "Роснефти", которая работает на рынке авиационного керосина.
До сих пор "Аэрофьюэлз" пыталась пробиться в аэропорт самостоятельно, но пока не достигла никакого результата. "Аэроджет Толмачево" был создан в начале 90-х гг. 60% его акций принадлежит "Аэрофьюэлз", 40% — ОАО "Аэропорт Толмачево"; но в 1999 г. аэропорт также зарегистрировал компанию "Аэропорт-сервис", передав новому оператору склад по хранению топлива на территории аэропорта. 50% плюс одна акция компании "Аэропорт-сервис" раньше принадлежали "Сибнефти", а сейчас — "Газпром нефти". В 2003 г. "Аэропорт-Сервис" отказал "Аэрофьюэлз" в продлении аренды резервуара. Чтобы вернуться на рынок, группа "Аэрофьюэлз" в 2007 г. построила новый склад за пределами аэропорта, но менеджмент Толмачево не пускает игрока, объясняя это несоблюдением ряда норм безопасности нового объекта. Год назад областное управление Федеральной антимонопольной службы вынесло решение о допуске топливозаправочной компании в аэропорт. Однако Толмачево обжаловало решение в арбитражном суде, который, в свою очередь, согласился с доводами о невыполненных мерах безопасности.
В ходе долгого спора "Аэрофьюэлз" даже подавала в новосибирский арбитраж иск об исключении аэропорта из состава акционеров "Аэроджет-Толмачево", поскольку фактически аэропорт препятствует работе своей дочерней компании.
Несмотря на заявления руководства аэропорта, "Аэрофьюэлз" выиграла тендер по топливообеспечению авиации ВВС РФ, которая также базируется в Толмачево. Конкурс был организован Министерством обороны и проводился в форме аукциона, к нему были допущены обе компании, имеющие топливозаправочные мощности в Новосибирске.
Участие "Роснефти" в этом споре может изменить расстановку сил. Нефтяные компании в последние два-три года пытаются расширить свое влияние на рынке авиаГСМ. "РН-Аэро" занимается поставками топлива авиакомпаниям в аэропортах Анапы и Краснодара. В конце мая этого года компания заключила соглашение о сотрудничестве с Шереметьево, в рамках которого "РН-Аэро" рассчитывает инвестировать в строительство новых ТЗК в Шереметьево и аэропорту Владивостока. Также "РН-Аэро" эксплуатирует ТЗК в аэропорту Иркутска, где конкурирует со своим новым партнером ("Аэрофьюэлз" построила в Иркутске альтернативный топливозаправочный комплекс).
О необходимости демонополизации услуг по заправке топливом в российских аэропортах авиакомпании и часть участников топливного рынка говорят не первый год. Наиболее активную позицию в продвижении этой идеи занимал ТД ТОАП, но эта компания ушла с рынка после банкротства альянса AiRUnion. В последний год на рынке поставки авиационного керосина и заправки авиаперевозчиков стали более активны нефтедобывающие компании, выстраивающие полную цепочку от добычи нефти до продажи конечному потребителю нефтепродуктов. Скорее всего, именно эта активность в конечном итоге повлияет на скорость демонополизации и на допуск различных игроков в аэропорты, поскольку сами нефтяные компании имеют более серьезный вес, а их доводы могут оказаться более убедительными для топ-менеджмента аэропортов, чем доводы компаний-посредников.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent