Долгожданная ВПП-3 заработала в Шереметьево
В аэропорту Шереметьево введена в эксплуатацию третья взлетно-посадочная полоса (ВПП-3). Этот московский аэропорт стал единственным в Восточной Европе с тремя ВПП.
Характеристики полосы вполне стандартны и составляют 3200 м в длину и 60 м в ширину, что позволяет аэропорту принимать почти все типы ВС. ВПП-3 будет обеспечивать заходы на посадку по III А категории ICАО.
При строительстве новой полосы было реализовано нетипичное архитектурное решение — на пересечении Шереметьевского шоссе с рулежной дорожкой построен мостовой переход, по которому ВС будут попадать на ВПП. Путепровод для воздушного транспорта в России построен впервые.
"Конструкция моста сможет выдержать все типы современных и перспективных ВС как российского, так и иностранного производства", — заявляет аэропорт.
Однако уникальность способа доставки ВС на полосу имеет опосредованное значение для развития воздушной гавани. Много важнее перспективы, которые открываются перед аэропортом и операторами с вводом нового объекта в эксплуатацию.
Так, с вводом в строй ВПП-3 аэропорт Шереметьево реализует возможности для дальнейшего развития. При этом экстенсивный рост далее вряд ли возможен, поскольку инфраструктурные и земельные возможности для него исчерпаны.
Договоренности по ВПП — трудоемкий процесс
Сторонников и противников идеи создания ВПП-3 за семь лет реализации проекта нашлось немало. Разрешение на строительство ВПП-3 в Шереметьево выдано Росавиацией в 2012 г. Генподрячиком проекта до 2015 г. сначала была компания "Инжтрансстрой" (входила в "Базовый элемент" Олега Дерипаски), впоследствии объявленная банкротом.
Затем по решению правительства генподрядчиком была назначена "Трансстроймеханизация" (входит в группу "Мостотрест", основной владелец — Аркадий Ротенберг).
Смена подрядчика стала не единственной преградой на пути к реализации проекта — ожидаемые сроки ввода ВПП в эксплуатацию неоднократно менялись. Предполагалось, что полоса начнет функционировать к началу чемпионата мира по футболу 2018 г.
Среди причин отставания проекта назывались сложная геологическая структура местности, долгое урегулирование вопросов по переносу газопровода и нефтепродуктопровода, по оформлению участков, а также суды с жителями о выкупе земель (жилья) под строительство.
Вышеперечисленные проблемы привели к переносу сроков сначала на март, затем на июль, и наконец, на сентябрь 2019 г.
В рамках церемонии открытия ВПП-3 журналистам объяснили, что на выкуп жилья выделены федеральные средства. А полностью всех переселить обещают в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию, как это предусмотрено законом. При этом границы санитарно-защитной зоны могут корректироваться.
"В федеральном бюджете предусмотрено 1,5 млрд руб для выкупа участков и расположенных на них зданий и сооружений. Этих средств достаточно, чтобы расселить всех желающих. В настоящее время зарегистрирован 121 участок тех лиц, кто пожелал, чтобы их участки были выкуплены. После проведения независимой оценки стоимости земель и сооружений вчера мной подписаны 13 первых приказов-поручений ФГУП "АГА(А)" о выкупе первых 13 участков. <...> В течение примерно месяца первые 13 лиц получат деньги. Работы ведутся в плановом режиме. Денег хватит на всех. Мы имеем информацию о пяти собственниках участков и построек, которые не хотят переезжать со своих мест", — заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.
В церемонии открытия ВПП-3 Шереметьево 19 сентября приняли участие (слева направо): губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, федеральный министр транспорта Евгений Дитрих, спецпредставитель российского президента Сергей Иванов, руководитель Росавиации Александр Нерадько и председатель совета директоров АО "МАШ" Александр Пономаренко :: Виктория Жаданова / АТО.ru
Что значит новая ВПП для Шереметьево
Стоит отметить, что открытие ВПП было необходимо в первую очередь авиакомпании "Аэрофлот". Осенью 2018 г. крупнейшая российская авиагруппа перевела часть рейсов авиакомпании "Россия" из Внуково в Шереметьево, тем самым обеспечив аэропорту дополнительную нагрузку и еще больше укрепив свои позиции в нем.
Благодаря трем ВПП к 2030 г. Шереметьево планирует увеличить мощности по обслуживанию пассажиров до 65 млн чел. ежегодно и сбалансировать пропускную способность пассажирских терминалов с пропускной способностью аэродрома.
Открытая ВПП-3 способна функционировать в независимом режиме в отличие от двух предыдущих взлетно-посадочных полос — это увеличивает возможности осуществления взлетно-посадочных операций с 60–65 (по словам министра транспорта Евгения Дитриха) до 90 в час.
Кроме того, в 2020 г. планируется ввести в эксплуатацию ангарный комплекс ВПП-3 с авиационно-технической базой, включая семь ангаров для ТО воздушных судов, стоянки спецтехники для наземного обслуживания и службы аэродрома. В 2022 г. ожидается открытие перрона ВПП-3 со стоянкой на 40 мест для ВС.
До конца года новый терминал С (пропускная способность которого составит 20 млн чел./год) в Шереметьево будет интегрирован с уже введенным в эксплуатацию терминалом B. Губернатор Московской области Андрей Воробьев на церемонии открытия ВПП-3 анонсировал, что терминал C может быть открыт в январе 2020 г.
На втором этапе строительства, в 2021 г., пропускные возможности аэропортового комплекса расширят еще на 10 млн чел./год.
В рамках развития воздушной гавани в 2022 г. в Шереметьево также появится железнодорожная ветка между южным (терминалы D, E, F) и северным (терминалы А, В, С) терминальными комплексами. В 2024–2025 гг. может начаться строительство терминала G. Также в долгосрочной перспективе рассматривается возможность реконструкции терминала F.
"В перспективе, с учетом ввода в строй новых пассажирских терминалов, Шереметьево планирует войти в лигу крупнейших авиационных хабов мира и укрепить статус основного транзитного авиаузла между Европой и Азией", — заявили в аэропорту.
Ввод новой и реконструкция старой ВПП
Запуск ВПП-3 в Шереметьево позволит остановить эксплуатацию изношенной ВПП-1 и начать ее ремонт. Реконструкцию ВПП-1 планируется осуществить в несколько этапов. Во время закрытия полосы на реконструкцию взлетно-посадочные операции на аэродроме будут выполняться на уже действующей ВПП-2 и на новой, третьей полосе. Когда официально стартует реконструкция ВПП-1, не сообщается.
ВПП-3 не гарантирует безоблачное будущее
Несмотря на то что с вводом ВПП-3 в Шереметьево ждут возможностей для дополнительного увеличения пассажиропотока, для роста количества взлетов и посадок в Москве необходимо существенно модернизировать систему управления воздушным движением.
Однако с точки зрения привлечения к аэропорту широкого общественного внимания модернизация системы ОрВД гораздо менее интересна, чем ввод в эксплуатацию новой полосы и те краткосрочные и среднесрочные возможности, которые это предоставляет для воздушной гавани и операторов.
Учитывая близость ВПП-3 к жилым объектам, авиакомпании могут столкнуться с ограничениями возможностей Шереметьево для приема и выпуска самолетов, например, в ночное время.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent