Двойная регистрация российских самолетов остается проблемой даже для дружественных или нейтральных по отношению к РФ государств
ATO.ru — Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) заверило, что инспекционные проверки 599 воздушных судов иностранного производства, переведенных в российский реестр из регистров Бермуд и Ирландии (после введения антироссийских санкций), будут непременно завершены до конца 2022 года. Информационное сообщение, опубликованное на сайте федерального агентства, призвано развеять "суждения о якобы имеющей место неспособности российских авиационных ведомств обеспечить надлежащий надзор за летной годностью воздушных судов иностранного производства с выдачей сертификатов".
В Росавиации уточнили, что "российские специалисты осуществляли инспекционные проверки и выдавали сертификаты летной годности на иностранную авиатехнику до внедрения санкций". Точнее — задолго до того момента, когда решения авиационных властей Бермуд (BCAA) и Ирландии (IAA) аннулировать сертификаты летной годности воздушных судов, находящихся в эксплуатации российских операторов, вынудили авиакомпании срочно перерегистрировать самолеты в России, тем самым передав функции надзора за их летной годностью российским властям. Более того, в Росавиации напомнили, что она "последовательно, на протяжении многих лет выступала за перевод воздушных судов иностранного производства российских авиакомпаний в юрисдикцию РФ". А поставленная правительством задача обеспечения суверенитета российской авиации означает, что возврат к "зависимости российского воздушного флота от "микроскопических" заморских авиационных администраций" невозможен.
Согласно сентябрьским данным Минтранса, в Росреестре оформлено 1218 из 1288 летающих воздушных судов.
ДВОЙНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Между тем легальный статус значительной части флота российских авиакомпаний остается неоднозначным для авиационных властей иностранных государств, в том числе дружественных или нейтральных по отношению к России. Отказ авиационных властей Бермуд и Ирландии автоматически снять с регистрации оставшиеся в РФ самолеты, принадлежащие зарубежным лизинговым компаниям, привел к ситуации двойной регистрации, недопустимой согласно Чикагской конвенции Международной организации гражданской авиации ICAO (является специализированным агентством ООН).
Так, 1 ноября Турция объявила о запрете полетов самолетов с двойной регистрацией. В начале лета об аналогичном запрете заявили власти Китая. Обе страны являются важными международными рынками для российских авиакомпаний. Кроме того, облет воздушного пространства Турции увеличивает длительность рейсов в Египет. Но ключевое послание этих запретов состоит в том, что острота проблемы двойной регистрации будет только усугубляться.
"ДЕБЕРМУДИЗАЦИЯ"
Определенные шаги уже сделаны в процессе, который в народе получил название "дебермудизации", то есть снятия российских самолетов с регистрации в BCAA. По некоторым данным, к ноябрю этого года чуть меньше 150 самолетов российских авиакомпаний "получили свободу" от бермудской регистрации. Так, в рамках группы "Аэрофлот" упоминается о пяти самолетах Boeing и девяти А319 авиакомпании "Россия", 17 самолетах (B-777, A320 и A330) "Аэрофлота" и нескольких В-737-800 "Победы". Эти самолеты принадлежат российским лизинговым структурам ("ВТБ Лизинг", "СберЛизинг" и ГТЛК). Наибольшее количество "чистых" самолетов (27 ВС) — у "ЮТэйр"; авиакомпания Azur Air "дебермудизировала" 14 В-757 и В-767, S7 Airlines — шесть B-737, "Ямал" — три А321, Red Wings — три В-777; по одному В-737 — авиакомпании NordStar и "Газпромавиа". Еще семь самолетов сняты с регистрации в BCAA авиакомпанией "ЮВТ Аэро" и три — "Русджет".
Однако самолеты, свободные от двойной регистрации, составляют небольшую часть парка иностранного производства российских авиакомпаний. В регистре Бермуд осталось 497 российских ВС.
СПОРНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ
Между тем и по российскому законодательству легальный статус ВС, взятых авиакомпаниями РФ в лизинг у иностранных компаний до ввода санкций, не является окончательным. Дело в том, что закон, позволивший авиакомпаниям регистрировать права на такие самолеты с целью получить на них российские сертификаты летной годности, регламентирует данную процедуру лишь до конца 2022 года. Поэтому вопрос о их постоянной регистрации не закрыт окончательно. Инициативу по решению этого вопроса предпринял депутат Госдумы — председатель Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев, который предложил депутатский законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс. Законопроект предполагает введение постоянных требований по регистрации самолетов российских авиакомпаний в России и фактически запрет на регистрацию за рубежом. Автор аргументирует, что это будет способствовать обеспечению "полного и исключительного суверенитета в отношении воздушного пространства РФ".
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) законопроект сочли сырым и несвоевременным как ограничивающий права авиакомпаний и ставящий под угрозу возможность эксплуатации большей части флота из-за двойной регистрации, которую перевозчики самостоятельно снять не могут. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft