Электронные чек-листы: двумя руками "за"
Представьте такой сценарий: экипаж выполняет руление — с убранными из-за слякоти на рулежных дорожках закрылками — к рабочей ВПП одного из аэропортов с интенсивным наземным движением. Схема руления и указания по его выполнению, как и в большинстве крупных аэропортов, простотой не отличаются. Эфир забит радиообменом. Сосредоточенность пилотов на процессе руления и отслеживании окружающей обстановки прерывается необходимыми процедурами выполнения чек-листов и предполетным брифингом. В самый неподходящий момент диспетчер перенаправляет экипаж на другую ВПП. Перелистываются схемы, уточняются расчеты взлетных характеристик, меняется направление движения. Наконец, самолет занимает исполнительный, и после паузы экипаж слышит долгожданное "Взлет разрешаю!". Едва оторвавшись от земли, самолет начинает вести себя ненормально: кренится из стороны в сторону, с трудом набирает высоту, а затем срабатывает автомат тряски штурвала. Экипаж, испытывая (как минимум) недоумение, бережно, метр за метром уводит самолет от земли. По мере того как скорость растет, шок проходит, но остается вопрос "Что это было?", который разрешается с прочтением чек-листа после взлета. Оказывается, в предвзлетной суматохе выполнение чек-листа на рулении было прервано, и закрылки так и остались в убранном положении.
Этот и аналогичные сценарии пользуются заслуженной популярностью у инструкторов по тренажерной подготовке за возможность эффектно посадить в лужу даже лучших пилотов. Стресс от сочетания интенсивной нагрузки, параллельного решения нескольких задач, дефицита времени и постоянных помех может стать чрезмерным.
Профессор Кей Дисмьюкс, возглавляющий программу изучения человеческого фактора в исследовательском центре NASA, совместно с Беном Берманом, бывшим расследователем NTSB, а ныне линейным пилотом, по заказу NASA выполнили исследование, в ходе которого они отслеживали работу экипажей на 60 рейсах трех различных авиакомпаний. Они выявили, что в среднем экипажи совершают более трех ошибок, касающихся выполнения чек-листов. На одном из рейсов ошибок было 14.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft