Финансовые результаты
Развитие мировой экономики в 2007 г. прошло под знаком ударных темпов роста цен на нефть при одновременном уменьшении потребительского спроса в развитых странах, и в мировой гражданской авиации всерьез заговорили о надвигающемся кризисе. Однако в России развитие этого процесса отстает, о чем говорят выросшие, несмотря на удорожание топлива, доходы нескольких крупнейших российских перевозчиков.
Начало лета — время ежегодного собрания акционеров и подведения итогов за прошедший год для отечественных авиакомпаний. "Аэрофлот" опубликовал финансовые итоги 2007 г. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). За год компании удалось перевезти на 12% больше пассажиров, чем в 2006 г., их общее число составило 8,2 млн чел. На первый взгляд эти показатели существенно отстают от среднеотраслевого темпа роста, составившего 18,6%, однако корректнее было бы оценивать результаты группы "Аэрофлот", в которую входят на 100% дочерние компании "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд", поскольку в рамках группы, очевидно, проводится оптимизация пассажиропотоков. Группа в целом перевезла 10,2 млн пасс., прирост составил 16,6%, что близко к среднеотраслевому показателю.
Рентабельность "Аэрофлота" достигла 15,2%. Отчет компании показывает рост выручки на 27,3%, до 3807,8 млн долл., и увеличение чистой прибыли на 21,45%, составившей в итоге 313,4 млн долл., в то время как прибыль без учета уплаты налогов, расходов по процентам и амортизационных отчислений достигла 723 млн долл. (+49,4%). Операционная прибыль увеличилась до 578 млн долл, или на 49,7%, по сравнению с 2006 г. Начавшийся во второй половине 2007 г. постоянный рост цен на топливо увеличил соответствующую статью расходов "Аэрофлота" на 11,2%, до 1,023 млрд долл, тогда как общие операционные расходы компании возросли на 23,9%, до 3,229 млрд долл. Дивиденды компании возросли на 6% — до 1,367 руб. на одну акцию.
Минувший год был для "Аэрофлота" самым успешным, и даже темпы роста цен на топливо оказались не столь высоки, чтобы лишить авиакомпанию возможности оперативно увеличивать тарифы на перевозку, не неся бремя дополнительных топливных затрат. Рост выручки от пассажироперевозок достиг 30,9%. Однако рост выручки от грузоперевозок составил всего 2,8%, что хуже предыдущего, 2006 г. (тогда этот показатель равнялся 6,6%). Впрочем, сделать из этого результата какие-либо выводы вряд ли возможно, поскольку в 2007 г. завершилось выделение грузового бизнеса "Аэрофлота" в 100%-но дочернюю компанию "Аэрофлот-Карго" с соответствующим разделением финансовых потоков (хотя "Аэрофлот", естественно, продолжает перевозки грузов в багажных отсеках пассажирских ВС и по этому показателю входит в число лидеров среди российских авиакомпаний).
Авиакомпания UTair пока не опубликовала отчетность по МСФО за 2007 г., но результаты по российскому стандарту бухгалтерской отчетности (РСБУ) известны и за 2007 г., и за I квартал 2008 г. В 2007 г. компания увеличила прибыль на 66%, до 438,71 млн руб., а выручку — на 36%, до 21,9 млрд руб. В I квартале 2008 г. компания показала убытки в 27,12 млн руб., что в 3,2 раза ниже аналогичного показателя предыдущего года. При этом, перевезя на 28,1% пассажиров больше, компания увеличила выручку на 34% — до 4,9 млрд руб.
Для полноценной оценки деятельности компании в 2007 г. стоит дождаться консолидированной отчетности по МСФО, поскольку данные по РСБУ зачастую не полны и не отражают деятельности компании в целом. Однако уже представленные данные показывают, что прибыль перевозчика по МСФО снизится по сравнению с 2006 г., ибо вся полученная в 2007 г. прибыль — это результат деятельности самой компании, тогда как в 2006 г. компания проводила реструктуризацию налоговой задолженности. Дивиденды компании в 2007 г. возросли на 65%, до 0,228 руб. на одну акцию. В ближайшее время существенный рост дивидендов представляется маловероятным, потому что UTair планирует осуществлять заметные капитальные вложения в обновление авиапарка.
Авиакомпания "Сибирь" публикует отчеты только в российском стандарте бухгалтерской отчетности. Выручка компании за 2007 г. возросла на 32%, до 1 217,9 млн долл., операционная прибыль — на 55%, до 37,3 млн долл. Выручка за I квартал 2008 г. составила 288,3 млн долл., операционная прибыль — 1,8 млн долл. Валовая прибыль компании за 2007 г. возросла более чем в три раза, до 229 млн долл., а прибыль от продаж составила 98 млн долл. Прибыль компании без учета уплаты налогов, расходов по процентам и амортизационных отчислений в 2007 г. возросла на 122%, до 78,4 млн долл., однако уже в I квартале 2008 г. этот показатель составил 4,2 млн долл.
Чистая прибыль компании за 2007 г. составила 4,3 млн долл, увеличившись за год более чем на 80%; в I квартале 2008 г. — 0,7 млн долл. Рост финансовых показателей компания объясняет увеличением масштаба деятельности на рынке внутренних перевозок. При этом у нее существенно возросла долговая нагрузка: на конец I квартала 2008 г. чистый долг компании составил 452 млн долл., что на 57% больше, чем годом ранее. Дивиденды "Сибири" возросли на 67%, до 100 руб. на одну акцию. Постоянно растущие затраты на топливо и потребность перевозчика в обновлении авиапарка вызывают опасения в том, удастся ли компании по-прежнему привлекать деньги на облигационном рынке под низкие ставки. Уже сейчас доходность облигаций "Сибири" превышает 13,5%, что несколько выше, чем у облигаций UTair и "Трансаэро".
Доходность облигаций компании выше среднерыночной для отрасли говорит о том, что у инвесторов вызывает определенные опасения способность перевозчика своевременно обслуживать свой долг. Стоит ожидать и увеличения финансовой задолженности предприятия в ближайшие годы из-за увеличения лизинговых платежей. Вместе с тем по количеству перевезенных пассажиров на внутренних линиях "Сибирь" продолжает удерживать первое место и увеличивает отрыв от "Аэрофлота": за первые 5 месяцев 2008 г. у "Сибири" прирост составил 43%, тогда как у "Аэрофлота" -34%.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent