Глобальные альянсы авиакомпаний
Михаил РОЖКО, заместитель директора ЛИМИ СПбГУГА, профессор, к.т.н.
Олег КИБАЛЬНИКОВ
В начале апреля председатель совета управляющих директоров альянса SkyTeam Лео ван Вейк объявил о создании в рамках альянса централизованной управляющей компании. По его словам, с учетом роста количества участников альянса новая организационная структура позволит эффективнее реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию. До сих пор только SkyTeam не имел управляющей компании, ограничиваясь для координации действий советом управляющих директоров и руководящим комитетом — у остальных альянсов управляющие компании уже действуют. Шаг SkyTeam говорит о дальнейшем развитии интеграционных процессов в мировой отрасли воздушных перевозок.
На сегодняшний день в мире существуют и успешно развиваются три глобальных альянса авиакомпаний:
- Star Alliance; образован в 1997 г., перевозит около 500 млн пасс. в год;
- oneworld; создан в 1999 г., примерно 330 млн пасс.;
- SkyTeam; сформирован в 2000 г., 462 млн пасс.
В эти альянсы объединены 48 крупных и средних авиаперевозчиков, которые суммарно обеспечивают более половины мирового объема пассажирских перевозок. В рамках каждого альянса авиакомпании-участники, сохраняя высокую степень финансовой независимости, проводят согласованную коммерческую и тарифную политику, координируют расписание полетов и оптимизируют маршрутные сети. Тесное коммерческое и операционное взаимодействие развивается на основе соглашений о код-шеринге, интерлайне, прорейтовых тарифах и др. Участники проводят общую политику по обеспечению высоких и единых стандартов безопасности полетов и авиационной безопасности, качества услуг, а также по использованию унифицированных программ поощрения часто летающих пассажиров. При этом заключение кем-то из участников коммерческого соглашения вне альянса требует дополнительного согласования.
Распределение авиакомпаний — членов альянсов по странам и основным регионам мирового рынка авиаперевозок приведено в таблице.
Как видно из таблицы, во всех трех альянсах представлены авиакомпании США (6), Китая (4) и Испании (3), а в двух — Великобритании (2), Финляндии (2), Японии (2), Южной Кореи (2) и Мексики (2), что характеризуется наличием значительных объемов перевозок и наибольшим сосредоточением авиакомпаний-членов в трех основных регионах мирового рынка: Европе (21), Азиатско-Тихоокеанском регионе (13) и Северной Америке (7) и обусловлено нахождением в этих странах крупных перевозчиков, заинтересованных в конкурентоспособном охвате мирового рынка. По среднегодовому объему пассажирских перевозок, приходящихся в среднем на одну авиакомпанию — члена альянса, лидируют SkyTeam и oneworld (включая Mexicana) — примерно по 33 млн чел., в то время как у Star Alliance 20,8 млн пасс.
При этом Star Alliance, первый по времени образования, лидирует по объему перевозок пассажиров и количеству участников. В нем представлены 24 авиакомпании, в том числе 21 основной член: Lufthansa, Air Canada, Air China, Air New Zealand, ANA, Asiana, Austrian Airlines, bmi, SAS, Singapore Airlines, Spanair, TAP, Thai Airlines, Turkish Airlines, United Airlines, US Airways, Shanghai Airlines, Swiss, LOT, South African Airways, Egypt Air и три региональных члена: Adria Airways, Blue1 и Croatia Airlines. Подтверждено будущее членство в альянсе авиакомпании Air India.
55 базовых аэропортов Star Alliance расположены в четырех основных регионах мирового рынка авиаперевозок: в Европе — 22 (Франкфурт, Мюнхен, Берлин, Кельн, Гамбург, Лондон (Хитроу), Манчестер, Варшава, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Барселона, Мадрид, Лиссабон, Вена, Инсбрук, Цюрих, Женева, Базель, Любляна, Хельсинки, Загреб); в АТР — 17 (Сингапур, Сеул (Инчон, Кимпо), Бангкок, Чиангмай, Пхукет, Хатуай, Окленд, Токио (Ханеда), Осака, Нагоя, Пекин, Чэнду, Шанхай (Пудун, Хунцяо), Стамбул, Анкара; в Северной Америке — 14 (Торонто, Монреаль, Ванкувер, Калгари, Чикаго, Денвер, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Шарлот, Филадельфия, Феникс, Лас-Вегас, Питсбург); в Африке — 2 (Йоханнесбург, Каир). Маршрутная сеть Star Alliance включает свыше 16 500 ежедневных рейсов в 912 пунктов назначения 159 стран, количество сотрудников — 393 559 чел., флот — 3325 ВС.
В альянс SkyTeam входят 11 полноправных членов: Air France и KLM, Delta, NWA, Continental, Korean Air, Alitalia, Aeromexico, CSA, China Southern, "Аэрофлот" и три ассоциированных члена: Air Europa, Copa Airlines и Kenya Airways. Ассоциированные компании работают вместе с альянсом на основании соглашения об участии в программе ассоциированных авиакомпаний под опекой поручителя из числа действительных членов альянса: Air France — Air Europa, Continental — Copa Airlines, KLM — Kenya Airways. Кандидатами в ассоциированные члены являются ливанская Middle East Airlines (поручитель — Air France), румынская Tarom (Alitalia) и португальская Portugal Airlines. В конце 2009 г. ожидается принятие в ассоциированные члены румынской Tarom.
19 базовых аэропортов альянса расположены в пяти основных регионах мирового рынка авиаперевозок: в Европе — 7 (Париж (Шарль-де-Голль), Амстердам, Рим, Милан, Прага, Мадрид, Москва (Шереметьево)); в Северной Америке — 5 (Атланта, Хьюстон, Миннеаполис, Детройт, Мемфис); в АТР — 4 (Сеул (Инчон, Кимпо), Пекин, Гуанчжоу); в Латинской Америке и Карибском бассейне — 2 (Мехико, Панама); в Африке — 1 (Найроби). Маршрутная сеть SkyTeam включает 16 787 ежедневных рейсов в 905 пунктов назначения 169 стран, количество сотрудников — 359 998 чел., флот — 2496 магистральных ВС плюс 1255 ВС перевозчиков, связанных с альянсом.
В состав альянса oneworld входят 10 авиакомпаний: British Airways, American Airlines, Qantas, Finnair, Iberia, JAL, LAN, Cathay Pacific, Malev Hungarian Airlines, Royal Jordanian. В текущем году ожидается вступление в альянс авиакомпании Mexicana — решение об этом было принято год назад, но формально процедура еще не закончена. oneworld — единственный альянс, имеющий полную маршрутную сеть в Австралии и Южной Америке.
24 базовых (узловых) аэропорта альянса расположены в пяти основных регионах мирового рынка авиаперевозок: в Европе — 7 (Лондон (Хитроу, Гэтвик), Манчестер, Хельсинки, Мадрид, Барселона, Будапешт); в АТР — 7 (Гонконг, Сидней, Токио (Ханеда, Нарита), Осака, Нагоя, Окинава); в Северной Америке — 4 (Даллас, Чикаго, Майами, Сан-Хуан); в Латинской Америке и Карибском бассейне — 5 (Сантьяго, Гуаякиль, Буэнос-Айрес, Лима, Кито); на Ближнем Востоке — 1 (Амман). Маршрутная сеть альянса включает 8419 ежедневных рейсов в 673 пункта назначения 134 стран, количество сотрудников — 302 753 чел., флот — 2226 ВС.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent