Год великого перелома
Для российской гражданской авиации 2008 г. оказался не просто сложным и необычным. Кризис, разразившийся во второй половине прошлого года и продолжившийся в 2009 г., может привести к существенным изменениям структуры российской отрасли воздушных перевозок. Прошлый год ознаменовал завершение этапа поступательного развития отрасли (рис. 1 и 2). Первый этап, продолжавшийся с 1991 по 2000 г., можно охарактеризовать неуклонным падением объема пассажирских авиаперевозок. Второй этап начался в 2000 г. и длился до первого полугодия 2008 г. На этом этапе наблюдался устойчивый рост перевозок, причем в последние годы — с нарастающими темпами. Однако наряду с ростом объемных показателей обострялся и системный кризис, поскольку качественных изменений не происходило.
Из года в год перечислялись одни и тех же проблемы: раздробленная система государственного регулирования отрасли, несовершенная законодательная база, кадровый кризис, рост издержек, в том числе из-за удорожания услуг монопольных поставщиков, состояние наземной инфраструктуры, трудности обновления парка ВС, трудности таможенного оформления запчастей и комплектующих, рост конкуренции со стороны иностранных перевозчиков, падение местных перевозок и др. Едва ли можно надеяться, что все эти проблемы будут решены в процессе выхода из нынешнего экономического кризиса, однако сложившаяся ситуация диктует необходимость более решительных действий.
Сегодняшний кризис в отрасли воздушных перевозок носит глобальный характер и является следствием мирового экономического кризиса. Опыт предыдущих кризисов — прежде всего спада перевозок после событий 11 сентября 2001 г. — показывает, что мировая авиатранспортная отрасль каждый раз в процессе восстановления претерпевает значительные изменения. Но если прежде мировые кризисы затрагивали российскую гражданскую авиацию только по касательной, то сейчас по российским авиаперевозчикам пришелся удар, возможно, более серьезный, чем по их зарубежным коллегам, поскольку к объективным трудностям с получением доступа к кредитным ресурсам добавился и кризис доверия, вызванный коллапсом ряда авиаперевозчиков во втором полугодии 2008 г.
Так или иначе, можно утверждать, что к своему докризисному виду отрасль уже не вернется. Ее ждут серьезные преобразования, направленные в первую очередь на повышение эффективности работы и дальнейшее снижение издержек.
Полный текст статьи доступен в печатной версии "Ежегодника АТО — 2009"
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent