Грузинские особо легкие
Растущий спрос на самолеты бизнес-авиации заставляет производителей расширять традиционную линейку продуктов и выводить на рынок новые модели в самых разных сегментах. Кроме традиционных производителей на рынок деловой авиации активно выходят новые игроки. О планах занять свою нишу на этом рынке заявила и компания из бывшей советской республики.
На прошедшем в начале ноября авиасалоне Dubai Airshow 2007 Тбилисский авиационный завод, известный теперь под именем "Тбилавиамшени", представил сразу две модели деловых реактивных самолетов особо легкого класса (very light jet, VLJ): TAM Jet и Elite. Для тбилисского предприятия это первый опыт работы в сегменте деловой авиации. С момента своего основания в 1941 г. тбилисский завод традиционно выпускал военные самолеты — от поршневых истребителей ЛаГГ-3 и Як-3 до реактивных МиГ-21 и штурмовиков Су-25.
Проект двухдвигательного самолета TAM Jet был выкуплен тбилисским заводом у американской компании Maverick Jets. Как рассказал АТО директор по развитию "Тбилавиамшени" Давид Менабде, сейчас TAM Jet юридически и технически является полностью собственным продуктом завода. В Тбилиси оригинальный дизайн самолета был усовершенствован: фюзеляж стал на полметра длиннее, изменены конструкция крыла, стойки шасси и оформление салона. Кроме того, грузинские конструкторы установили на самолет новые турбореактивные двигатели FJ33-4 компании Williams International. FJ33 был сертифицирован в 2004 г. и сейчас устанавливается на ряд новых моделей класса персональных и особо легких реактивных самолетов, таких как Diamond D-Jet, Adam A700 и Javelin.
TAM Jet может перевозить трех пассажиров на расстояние до 2500 км (с запасом топлива на 45 мин) со скоростью 650 км/ч. Фюзеляж самолета сделан полностью из композиционных материалов, что вкупе со сверхлегкими двигателями делает TAM Jet очень легким (вес 2700 кг) и позволяет ему использовать ВПП длиной менее 700 м.
Многие изменения в конструкции самолета были сделаны в ходе сертификационных испытаний, которые должны закончиться в конце 2008 г. Сначала ТАМ Jet получит сертификат АР МАК, а затем начнется работа по его сертификации по западным стандартам. Такой выбор объясняется планами "Тбилавиамшени" продвигать самолет в первую очередь в странах СНГ. "Это очень интересный и экономичный продукт, например, для России, Казахстана или Узбекистана, — говорит Давид Менабде. — Заказчиков пока нет, но есть большой интерес со стороны предпринимателей".
TAM Jet будет предложен клиентам за 1,7 млн долл. "Тбилавиамшени" оптимистично оценивает перспективы продаж этой модели: к 2012 г. компания рассчитывает выйти на уровень производства 60 самолетов в год, а к 2017 г. удвоить эту цифру. По прогнозам грузинских авиастроителей, на пике производства TAM Jet может занять до 8% мирового рынка деловых самолетов.
Сотрудничество с зарубежными инвесторами помогло тбилисскому заводу в разработке другой модели сверхлегкого бизнес-джета — 8-местного Elite. Этот самолет, как и TAM Jet, имеет фюзеляж из композитов и оснащен двумя двигателями Williams International FJ33-4. Он рассчитан на полеты на дальность до 3000 км (с резервом топлива) со скоростью 700 км/ч.
Elite создается в партнерстве с американскими компаниями Aircraft Investors Resources и Epic Aircraft. По информации "Тбилавиамшени", к проекту в качестве инвестора присоединилась и индийская авиакомпания Kingfisher Airlines. Первый полет Elite состоялся летом этого года. Сейчас идет работа по получению сертификата типа у канадских авиационных властей. После завершения сертификации, которая намечена на 2009 г., тбилисский завод возьмет на себя серийное производство самолета, а также будет выпускать комплектующие для особо легких бизнес-самолетов компании Epic Aircraft. Кроме того, "Тбилавиамшени" получит эксклюзивное право продавать Elite и самолеты своего американского партнера в Европе и некоторых странах Азии.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft