HeliRussia 2019: рынок, итоги, прогнозы
Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia является одним из главных профессиональных событий для вертолетного сообщества. Выставка ежегодно проводится с 2008 года и прочно занимает первое место среди всех подобных европейских мероприятий.
В 2019 году Helirussia проводится в 12-й раз, и важно отметить, что помимо России свою продукцию в этом году представят компании из 19 стран мира: Австралии, Беларуси, Бельгии, Швеции, Великобритании, Ливии, Германии, Мальты, Чехии, Ирана, Канады, Литвы, Словакии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Франции и США. В мероприятии примут участие порядка 250 компаний, ожидается 30 новых экспонентов.
Традиционно на выставке демонстрируется как гражданская, так и военная серийная продукция, новейшие разработки российских производителей, таких как холдинг "Вертолеты России", КРЭТ, Объединенная двигателестроительная корпорация. В HeliRussia на постоянной основе принимают участие крупнейшие международные игроки — европейские производители вертолетов Airbus Helicopters и Leonardo, американские Bell, Robinson Helicopter Company, а также их официальные представители.
Помимо компаний — производителей вертолетов Helirussia объединяет всю вертолетную индустрию и является ключевой площадкой для всех участников рынка, в том числе: эксплуатантов, разработчиков и производителей двигателей, бортового и наземного оборудования.
Богата выставка и на премьеры. В 2019 году на ней будет представлен сверхлегкий вертолет соосной схемы R-34, созданный ОКБ "Ротор" (г. Кумертау) и сконструированный по заданию компании "Аэроэлектромаш". R-34 является на сегодняшний день самым компактным, экономичным и малошумным в своем классе.
Помимо отечественной машины, эта компания представит еще один сверхлегкий соосный вертолет VA-115 разработки компании RotorSchmiede (Германия), предназначенный для обучения летного состава, а также электродвигатель ВД-2500, применение которого позволит исключить из трансмиссии сложные высокотехнологичные узлы, требующие длительной отработки и, как результат, обеспечит высокий ресурс, ремонтопригодность, низкий уровень шума и малую заметность в инфракрасном диапазоне. Ориентировочная грузоподъемность воздушных судов, оснащенных данным двигателем, — 200–300 кг.
Последние несколько лет на выставке широко представлены технологические новинки — беспилотные летательные аппараты.
В этом году российскими разработчиками будет продемонстрирован проект беспилотного воздушного такси Bartini от компании McFly.Aero. Это электрический аппарат вертикального взлета и посадки, который в финальной версии должен преодолевать 150 км, достигать скорости 300 км/ч. Заряда аккумулятора должно хватать не менее чем на 30 мин полета. Сейчас компания собирает прототип на базе лаборатории МИСиС и проводит тестовые полеты.
Второй год подряд особое место на выставке отводится объединенной экспозиции французских производителей. На стенде в этом году свою продукцию представили ESI Group — мировой технологический лидер в области программного обеспечения и консалтинга для создания виртуальных прототипов, ведущий производитель электронных соединителей для ответственных применений Nicomatic, компания Hutchinson — лидер в области технологий контроля вибрации, управления жидкостями и герметизации, а также Permaswage — ведущий поставщик промышленных фитингов для зарубежных вертолетных программ и для российских самолетов SSJ 100 и MС-21.
Российский рынок вертолетов
Большой интерес со стороны зарубежных компаний к российскому рынку обусловлен в первую очередь общим научным и производственным потенциалом отечественной вертолетной индустрии, наличием многих конкурентно привлекательных ниш, а также его перспективами и емкостью, связанными с реализацией государственных программ по экспортному развитию и импортозамещению.
В то же время, по данным Росстата, в 2018 году можно заметить определенную негативную тенденцию, касающихся отечественной авиационной промышленности. Общие производственные показатели в секторе составили всего 87,3% от результатов 2017 года. По словам вице-премьера Юрия Борисова, это обусловлено снижением производства продукции военного назначения. На таком фоне отечественная вертолетная отрасль демонстрирует завидную стабильность.
В 2018 году "Вертолеты России" произвели около 200 машин. В апрельском интервью газете "Ведомости" генеральный директор холдинга Андрей Богинский заявил, что спад в производстве, отмеченный по сравнению с 2017 годом, когда был произведен 221 вертолет, обусловлен тем, что в итоговые показатели 2017 года были включены модернизированные машины, для которых требовались опытно-конструкторские работы, что и повлекло их включение в производственные показатели. Также возможно, что данный спад частично вызван и упоминавшимся выше снижением производства военной продукции, однако до раскрытия холдингом информации в своих отчетных документах (в годовом отчете) подтвердить это не представляется возможным. Количество же произведенных гражданских вертолетов сопоставимо с показателем 2017 года: за год предприятиями холдинга было произведено 70 гражданских вертолетов различных типов.
Значительную роль в сохранении объемов производства гражданской вертолетной техники в России сыграла Программа развития санитарной авиации, придавшая импульс производству отечественных вертолетов. Практически половина (31 вертолет, или 44%) от всего количества произведенных в 2018 году гражданских вертолетов должны были составить вертолеты, переданные в ГТЛК под реализацию данной программы. Из них: 12 "Ансатов", 13 Ми-8АМТ и 6 Ми-8МТВ. Для сравнения: в 2017 году ГТЛК получила 29 вертолетов (23 Ми-8 и 6 "Ансатов").
В том же интервью "Ведомостям", Андрей Богинский отметил, что существующие производственные мощности позволяют производить 60 вертолетов "Ансат" в год. Сегодня же, согласно реестру Росавиации, общее количество зарегистрированных гражданских "Ансатов" составляет 24 единицы.
"Вертолетами России" не так давно были озвучены планы по увеличению доли гражданской продукции до 40% к 2035 году.
В 2018 году соотношение гражданских и военных вертолетов составило 35 и 65% соответственно. При этом еще в 2016 году из 189 вертолетов, произведенных на предприятиях АО "Вертолеты России", только 17 были гражданскими (менее 10%).
Если озвученные руководством холдинга планы по производству 250 вертолетов в 2019 году будут реализованы, а соотношение гражданской и военной продукции останется хотя бы на уровне 2018 года (о чем с учетом реализуемой программы развития санитарной авиации можно заявлять с высокой степенью уверенности), то можно ожидать, что в этом году холдинг поставит гражданским эксплуатантам как минимум 85–90 новых машин.
По состоянию на 28 марта 2019 года в реестре Росавиации числится 2 707 гражданских вертолетов, из которых 1 830 машин производства компаний, входящих сегодня в холдинг "Вертолеты России", и 877 вертолетов зарубежных производителей.
Наиболее масштабно представлены вертолеты разработки КБ им. Миля. Всего в реестре числится 1 707 вертолетов "Ми", из которых 1 222 единицы — вертолеты Ми-8 различных модификаций, 410 вертолетов Ми-2, 66 Ми-26 и 9 Ми-171.
Также в реестре 77 вертолетов, разработанных АО "Камов" и 24 вертолета "Ансат" производства Казанского вертолетного завода.
Из иностранных вертолетов наиболее популярны в России Robinson, которые составляют более половины парка вертолетов зарубежных производителей. Их общее количество в России — 457 машин, что на три больше, чем в 2017 году (454 вертолета).
На втором месте вертолеты Airbus Helicopters. Сегодня в России зарегистрировано 210 машин, включая вертолеты, произведенные компаниями, которые впоследствии вошли в состав Eurocopter / Airbus Helicopters.
Всего в 2018 году, по данным таможенной службы, в Россию было импортировано 26 вертолетов иностранного производства, 6 квадрокоптеров и 1 автожир.
Наибольшее количество импортируемых вертолетов приходится на Airbus — 11 единиц. Среди нах наибольшую долю занимает модель AS350 — за год было ввезено 9 вертолетов этой модели.
Второе место по ввозу в модельном ряду занимает AW189 производства Leonardo. В 2018 году было ввезено 6 ВС данной модели. В России данный вертолет используется в первую очередь в интересах нефтегазовой отрасли. По итогам импорта в 2018 году Россия вошла в тройку ведущих стран — эксплуатантов данной модели.
Одинаковую долю на российском рынке в численном выражении занимают компании Leonardo (бывшая. Augusta Westland) и Bell — 64 (10 AW119, 17 AW109, 26 AW139 и 11 AW189) и 64 (15 Bell-429, 2 Bell-427, 33 Bell-407, 4 Bell-430, 11 Bell-206 и 1 Bell-205) вертолета соответственно.
Необходимо отметить, что общее количество вертолетов, состоящих в государственном реестре, и "летающих" бортов может значительно отличаться. Особенно это касается вертолетов отечественных производителей. Так, согласно данным Росавиации, которые были предоставлены в ноябре 2018 года на Вертолетном Форуме в Казани, по итогам 2017 года в реестре числилось 862 вертолета Ми-8 и 343 Ми-8АМТ. При этом "летающих" всего 529 Ми-8 и 275 Ми-8АМТ (61 и 80% соответственно).
Мировой вертолетный рынок
10 октября 2018 года агентством FlighGlobal был представлен отчет по текущему состоянию дел в вертолетной отрасли. Согласно опубликованным данным, в мире зарегистрировано почти 38,5 тысячи гражданских вертолетов, в т. ч. и находящихся на хранении.
На первом месте по количеству зарегистрированных бортов находится Северная Америка — 13 204 вертолета, или 34,4% от всего мирового парка (США — 10 814 вертолетов, Канада — 2 390 вертолетов). Второе место с 10 791 вертолетом (28%) занимает Европа, где в лидерах Россия (по данным FlightGlobal, 2 879 вертолетов), на втором месте Великобритания (1 176 вертолетов), на третьем Италия (1 007 вертолетов). Азиатско-Тихоокеанский регион с 7 167 вертолетами (18,6%) занял третью строчку рейтинга (Австралия — 2 089 вертолетов, Китай — 1 194 вертолета, Новая Зеландия — 883 вертолета). Далее идут Латинская Америка, где сегодня зарегистрировано 4 470 вертолетов, или 11,6% от мирового парка (Бразилия — 1 739, Мексика — 723 и Чили — 300 вертолетов), Африка (2 037 вертолетов, или 5,3%) и Ближний Восток (646 вертолетов — 1,7%).
Среди моделей вертолетов лидирующие позиции на рынке ожидаемо занимает Robinson R44. Сегодня по всему миру в эксплуатации находится более 5 600 вертолетов этой модели. Всего, согласно отчетам Robinson Helicopter, в 2018 году для мирового рынка было произведено 309 машин. Из них 35 R22, 200 R44 и 74 R66. Таким образом, с момента своего образования компания произвела около 12,5 тысячи вертолетов.
На втором месте находятся вертолеты Airbus H125/AS350, которые в 2018 году опередили вертолеты Bell-206 (3600 против 3400). В то же время на рынке США, который, как уже было отмечено, остается самым крупным в мире, к октябрю 2018 года вертолеты Bell-505 стали самой популярной моделью у покупателей. За первые 9 месяцев было поставлено 32 вертолета данной модели. На втором месте — Robinson R44 (23 вертолета). Третью строчку занимает Airbus с уже упоминавшейся моделью H125/AS350 (19 вертолетов).
В целом же в мире есть два бесспорных лидера по количеству зарегистрированных вертолетов — Robinson и Airbus с совокупной долей почти в 50% (24,7 и 24,3% от общего количества вертолетов). Немного отстает от них Bell, чья доля достигает 20,5%. Согласно данным FlightGlobal, серьезно отстают от лидеров такие производители, как Leonardo (8,4%), "Вертолеты России" (7,7%) и Sikorsky (7,2%). Замыкает рейтинг MD Helicopters с долей рынка в 3,4% и небольшие производители, занимающие всего 2,2%.
Однако по данным, озвученным Андреем Богинским, в денежном выражении доля России на мировом рынке гражданских вертолетов по итогам 2018 года прогнозируется на уровне 11%. Свою роль в положительной динамике сыграл и прошлогодний демотур вертолетов Ми-171А2 и "Ансат" в Китае и странах Юго-Восточной Азии, по итогам которого был подписан контракт на поставку 20 "Ансатов" в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР, а также было получено еще порядка 50 мягких заказов на Ми-171А2 и "Ансаты" для нескольких стран региона. В ближайшее время должен выйти на рынок и долгожданный Ка-62 — в планах холдинга на 2019 год заложены четыре машины данного типа.
Не столь оптимистично смотрит на рынок глава Robinson Helicopter Курт Робинсон. По его мнению, 2019 год станет непростым для его компании. Это обусловлено в первую очередь тем, что сегодня 70% продукции компании идет на экспорт. В то же время укрепление доллара, повышенные банковские ставки и тарифы на экспорт в Россию и Китай создают дополнительные трудности для сбыта продукции Robinson Helicopters.
Перспективы вертолетного рынка
В начале марта этого года среднесрочную оценку рынка дала компания Honeywell. По ее мнению, в ближайшие 5 лет будет закуплено порядка 4000 новых гражданских вертолетов. Так, около 18% опрошенных участников рынка в США заявили, что планируют заменить или увеличить свой парк вертолетов в ближайшие пять лет. При этом 65% планируют приобрести легкие однодвигательные модели, а 22% — средние двухдвигательные.
В Европе процент положительно ответивших на вопрос о покупке новых вертолетов меньше — всего 15% респондентов планируют обновить свой парк до 2024 года. Такие же цифры (15%) демонстрируют опросы на Ближнем Востоке и в Африке, которые в рамках данного исследования рассматривались как один регион. Немного отстает Азиатско-Тихоокеанский регион, где обновление парка планируется примерно на 13%. На последнем месте страны Латинской Америки, где на вопрос о возможной покупке новых вертолетов в ближайшие 5 лет положительно ответили всего 9% участников рынка.
Также интерес представляет прогноз компании Airbus Helicopters, описывающий текущее состояние и перспективы рынка газотурбинных вертолетов до 2036 года. По оценке аналитиков компании, на 2016 год в эксплуатации находилось 25 000 вертолетов, оснащенных газотурбинными двигателями. Согласно прогнозу, в ближайшие 17 лет парк подобных машин вырастет до 37 000 вертолетов. При этом чистый прирост парка составит 57%, (около 12 500 вертолетов), а 43% придется на замену существующего парка (около 9 500 вертолетов). Таким образом, из действующего количества газотурбинных вертолетов в эксплуатации на 2036 год останется в строю около 15 000 машин.
Около 50% новых машин — легкие однодвигательные вертолеты. Легкие и средние двухдвигательные массой менее 7 т составляют 35%, вертолеты массой более 7 т — 15%.
Наибольшую потребность в новых вертолетах будет испытывать Азиатско-Тихоокеанский регион, который получит около 8000 машин (36% от всего количества вертолетов). На втором месте США и Канада, чья потребность оценивается в 5000 новых вертолетов (23%). Далее — Европа (около 4000 вертолетов, или 18%), Латинская Америка (около 3000 вертолетов, или 14%) и Африка и Ближний Восток (около 2000 вертолетов, или 9%). При этом в стоимостном выражении на легкие однодвигательные вертолеты придется около 17%, на легкие и средние двухдвигательные массой менее 7 т — 45%, а на вертолеты массой более 7 т — 38%.
Подводя итоги, отметим, что Россия является одним из ключевых центров вертолетной индустрии. И по количеству вертолетов, и по темпам развития отрасли наша страна продолжает удерживать если не лидирующую, то как минимум одну из ведущих позиций в мире.
Стабильное производство гражданской продукции, экспансия в новые сегменты рынка, развитие производства — все это наиболее полно характеризует ситуацию, сложившуюся в отечественной вертолетной индустрии. И 16 мая Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia предоставит возможность каждому желающему убедиться в этом.
Все новости выставки HeliRussia 2019 можно прочесть в ее официальном ежедневном издании Show Observer
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent