IATA, Airbus, Boeing, военные: "Риск заразиться коронавирусом в самолете минимален"
Особенности системы кондиционирования и фильтрации воздуха салонов современных пассажирских самолетов позволяют свести к минимуму риск передачи вирусов. Этот вывод был подтвержден в ходе многомесячных испытаний, проведенных независимо сразу несколькими производителями зарубежной техники, которые пришли к одинаковым выводам. К исследованиям подключились университеты и даже американские военные.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представляющая 290 авиакомпаний из 120 стран, выпустила результаты исследования, согласно которому риск заразиться коронавирусом на борту самолета крайне низок. По данным IATA, c января по июль 2020 г. было зарегистрировано 44 официальных случая заражения на борту, при том что за это время авиакомпании перевезли 1,2 млрд пасс. Это означает, что вероятность заболеть во время полета составляет 1 к 27 млн.
В рамках собственного проекта европейский производитель самолетов Airbus использовал специально разработанные компьютерные 3D-модели, которые с высокой степенью точности воссоздали процесс перемещения воздуха в салоне одного из самых массовых современных самолетов — А320, с плотной рассадкой, основываясь на данных научной лаборатории компании по изучению воздуха в салоне ВС, а также на многочисленных испытаниях, проводимых на борту самолета как в полете, так и на земле.
В ходе испытаний были смоделированы разные ситуации на борту и проведена оценка перемещения частиц в воздухе салона во время дыхания пассажиров, разговоров, кашля и чихания. Одним из основных условий эксперимента было обязательное ношение масок всеми пассажирами. В общей сложности специалистами Airbus было смоделировано и проанализировано около 50 млн данных по салону самолета, включая скорость воздуха, направление его движения, температуру и другие показатели.
Результаты исследования показали, что риск передачи вредных частиц в самолете в разы ниже, чем в любом другом общественном месте. Еще одним важным выводом эксперимента стало научное подтверждение того, что социальная дистанция между пассажирами сохраняется даже при плотной рассадке экономического класса. Иначе говоря, за счет полного обновления воздуха в салоне самолетов каждые 2–3 минуты, использования высокоэффективных HEPA-фильтров, которые удаляют до 99,9% всех частиц, распределения воздуха сверху вниз в пределах одного ряда, а также спинок впереди стоящих кресел возникают так называемые видимые и невидимые барьеры, предотвращающие или замедляющие распространение частиц в воздухе салона. На практике это означает, что даже когда в самолете все три кресла в одном ряду заняты и физическое расстояние между пассажирами составляет около 30 см, это обеспечивает тот же уровень безопасности, что и при соблюдении социальной дистанции в 1,8 м в обычных условиях. Таким образом, особые условия на борту воздушного судна позволяют пассажирам соблюдать безопасную социальную дистанцию даже в условиях плотной рассадки.
В ходе совместных испытаний, проведенных американским производителем авиатехники Boeing и университетом Аризоны (США) было доказано, что применяемые сейчас авиакомпаниями дезинфицирующие средства эффективно уничтожают вирус, вызывающий COVID-19. Корпорация Boeing провела эти исследования в рамках своей инициативы "Летай уверенно" (Confident Travel Initiative), направленной на поддержку заказчиков и повышение санитарной безопасности пассажиров и экипажей во время пандемии коронавируса.
Испытания проводились летом на борту самолета Boeing с использованием живого вируса MS2. Кафедра экологии университета Аризоны в лабораторных условиях экстраполировала эти результаты на вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19.
"Дезинфицирующие средства были испытаны в других условиях, но в самолете все иначе. Для нас было важно оценить и подтвердить, что химические вещества и методы обеззараживания поверхностей, которые мы рекомендуем к использованию нашим заказчикам, испытаны в реальных условиях и эффективны. Большой опыт университета Аризоны в области вирусологии стал для нас настоящей находкой при реализации данных задач", — отметил Майк Дилэйни, возглавляющий проект "Летай уверенно" в корпорации Boeing.
Вирус MS2 безвреден для человека, но уничтожить его сложнее, чем SARS-CoV-2. Вирус MS2 в течение многих лет использовался в научных и промышленных исследованиях, но никогда раньше не применялся в салоне самолета. Университет Аризоны предоставил образцы вируса MS2 и проанализировал результаты испытаний.
"Это исследование позволило нам убедиться, что дезинфицирующие средства убивают SARS-CoV-2 в самолете. Важно понимать, что мы говорим не только о SARS-CoV-2, но и о других вирусах и микроорганизмах", — заявил доктор Чарльз Герба, микробиолог из университета Аризоны.
В рамках исследования образцы вируса MS2 были нанесены в зонах с высокой частотой касания, включая поверхность откидных столов, подлокотники, подушки кресел, багажные полки, а также в туалете и на кухне на борту самолета. Техники продезинфицировали каждую зону с помощью различных продуктов и технологий. Химические дезинфицирующие средства наносились двумя способами: ручным протиранием и электростатическим распылителем. Распылитель применяется при нанесении жидкого обеззараживающего средства.
После проведения дезинфекции была тщательно проанализирована каждая зона по отдельности. Результаты показали, что используемые в настоящее время и рекомендуемые продукты, методы и технологии хотя и имеют разную степень эффективности, но все они успешно уничтожают вирус MS2.
Boeing и университет продолжат проводить лабораторные испытания рекомендованных методов уборки, направленных на уничтожение вирусов.
Участники отрасли также с большим оптимизмом отнеслись к недавнему исследованию военных — Транспортного командования США, которое приходит к заключению, что риск заражения COVID-19 в салоне коммерческого авиалайнера при условии использования масок стремится к нулю.
"Результаты исследования демонстрируют, что если пассажир в течение всего полета остается в своем кресле и не снимает маску, то только 0,003% зараженных частиц воздуха может попасть в его органы дыхания, даже если все кресла заняты", — отметил президент одной из крупнейших авиакомпаний в мире United Airlines Скотт Кирби во внутреннем коммюнике для сотрудников компании. Он также добавил, что салоны самолетов "в списке самых безопасных закрытых пространств в мире".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.